Урок литературного чтения (интегрированный краеведческий курс) по теме "Зима в произведениях мурманских поэтов"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями современных мурманских поэтов о зиме;
  • развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Н. Колычев презентация;
  • О. Воронова презентация;
  • Видеослайды, музыка Вивальди из альбома “Времена года” зима,;
  • Словарь Ожигова;
  • Выставка книг;
  • Стихи на листах для индивидуальной работы;
  • Альбом со стихами собственного сочинения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Тему урока определите посмотрев видеослайды и прослушав стихотворение.

Презентация.

(Слайд 1) (На фоне видеофильма читаю стихотворение Н.Колычева “Дальняя дорога”.) Приложение 1.

Определите тему урока. Обсуждение темы.

(Слайд 2) Тема урока: Зима в произведениях мурманских поэтов.

(Слайд 3) Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Учиться…. читать выразительно стихи.

2. Развивать… память, речь, внимание, воображение, интерес.

3. Воспитывать…взаимоуважение, любовь к родному краю.

3. Я приглашаю вас в стану, имя которой искусство. А что такое искусство?

Сл. Ожигова Найти и зачитать толкование слова.

(Слайд 4, 5, 6) Писатели и поэты, художники и композиторы представляют и воспевают истинную красоту русской зимы. Многие произведения широко известны, а некоторые вам еще не знакомы.

Вы узнали, чье стихотворение прозвучало в начале урока? Это стихотворение “Дальняя дорога”, которое написал Николай Колычев.

Вы знакомы с этим поэтом? Что вы о нем знаете? Какие произведения уже читали? Слышали?

(Слайд 7) Николай Горшков нашел интересную информацию и сейчас с нами поделится знаниями об этом человеке.

Сегодня мы говорим о зиме. А вам нравится зима? Какие зимние забавы вы знаете?

4. У Н.Колычева тоже есть забавное стихотворение. Приложение 2.

Приготовьте листочки, достаньте из файла длинный листочек.

Приготовьтесь слушать и отметьте слова, значение которых вам непонятно.

Читают Настя и Денис выразительно, а дети следили за чтением по листочку.

А) Словарная работа:

Какие непонятные слова встретились в стихотворении?

Гульба –

Гурьба –

Приладил –

А вы обратили внимание, что у стихотворения нет заголовка?

Как бы вы озаглавили?

А. Н. Колычев его озаглавил “Снеговик”.

Б) Работа над содержанием:

– Как вы думаете, а для чего Н. Колычев написал это стихотворение? (Создать настроение, чтобы тоже захотелось слепить.)

– Прочитайте стихотворение про себя и найдите строчки, где автор улыбается. (Хвост трески.)

– Как вы думаете, а треску вместо носа он задумал приладить, только для того чтобы улыбнулись ребята? (Город наш рыбный, то есть он гордится своим городом и снеговиком.)

– Прочитайте два предложения..

Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этой части?

Об этом подумают ученики 1 ряда.

– Прочитайте следующие четыре двустишия. Один ученик читает вслух.

Иллюстрацию к этом отрывку составляют ученики 2 ряда.

– Окончание стихотворения читает один ученик. Рисуют 3 ряд.

Самостоятельная работа детей. (1–2 мин.)

Пока ребята составляют картинки устно, Настя и Ренат попробуют нарисовать этого снеговика на компьютере.

– Послушаем, какие картинки у нас получились? (Один описывает, остальные дорисовывают.)

В) Работа над выразительностью:

– Это стихотворение очень динамичное, автор использует много слов, обозначающих действия. Поэтому читается оно энергично, весело.

– У него особый ритм. С помощью чего автор создает этот ритм? (Знаки препинания.)

– Расставьте паузы в соответствии со знаками препинания. (Работа в парах.)

Вы обратили внимание что некоторые слова написаны по слогам? А для чего? (В виде лесенок.)

Это тоже движение. Ступеньки! Не забудьте там тоже сделать паузу. (Пока ребята работают над выразительностью два ученика рисуют в на компьютере снеговика.)

Потренируйтесь читать выразительно в парах.

Что значит выразительно? (Громко, соблюдая все знаки препинания, ставя правильно логическое ударение, в нужном темпе.)

Слушание выразительного чтения учеников (4 человека) 2 пары..

Посмотрим, какие снеговики получились у ребят.

5. Физкультминутка “снежинки”. Приложение 3.

6. Сегодня на выставке стоят не только книги Н.Колычева. Есть сборники стихов первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой. Кто знаком с ее творчеством? Какие стихи читали? Что знаете о поэтессе? Ответы детей.

Давайте познакомимся с этим автором.

Выступление ученицы с рассказом и презентацией. (Слайды 8, 9, 10, 11)

Послушайте ее стихотворение внимательно и ответьте на вопрос:

– Какое слово синоним подобрала О.Воронова к слову зима?

– Слушание стихотворения в исполнении Соловьева Миши наизусть. Приложение 4.

– Как называет автор зиму?

– А вы встречались с этим словом раньше?

– А как вы объясните, что оно обозначает?

– Почему же автор так называет зиму? (Много снега.)

– Возьмите карандаш, прочитайте стихотворение про себя и найдите строчки, подтверждающие что зимой много снега (белизна, седая, светлый, резные кружева).

– Какое настроение создает О.Воронова в своем стихотворении? (Нежное, лирическое.)

– С помощью каких знаков препинаний удалось показать плавность и музыкальность стихотворения? (Запятые.)

– В каком темпе будем читать это стихотворение? (Плавно, медленно.)

С помощью каких литературных приемов создается картина зимы? (Эпитеты, олицетворение, метафора.) На эти слова падает логическое ударение, при чтении их надо выделить голосом.

Кто сможет прочитать выразительно, то есть плавно, соблюдая паузы и логическое ударение. А так же передать голосом настроение автора.

Выразительное чтение вслух (2–3 человека).

А у кого возникло желание пропеть это стихотворение?

Часто у колыбельки младенца саамы под завывание метели напевали колыбельные песни. Свои песни они сочиняли сами, обо всем, что их тревожило или радовало.

7. А сейчас на стихи Мурманских поэтов написано много песен. И одну мы сейчас услышим. Только сначала отгадайте загадку:

– Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки
Мехом ножку облегают, бисеринками сверкают.

(Слайд 12)

Стихотворение про пимы.

А на севере всегда Маленькое лето
Не беда, что холода, мне привычно это.
Северные пимы, до чего ж любимы.
И в морозы и в пургу в них по снегу побегу.

Хор девочек поет песню на слова В.Зайцева, музыка Владимира Попова “Пимы”.

8. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы прочитали стихотворения нескольких современных мурманских поэтов. Назовите их.

Стих были разные: веселые и лирические, но что же их объединяет? (Любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать.) Они наполнены гордостью за свою родину и любовью к родному краю.

Как называют людей, которые любят свою родину? ПАТРИОТЫ. Можно поэтов так назвать?

А вас? Почему?

Я знаю, что у нас есть юные, начинающие поэты, которые тоже посвятили строки своему любимому краю, родине.

Проба пера: Стихотворение Шишкина Вадима и Даниловой Полины

9. Домашнее задание.

1-й вариант. – Я предлагаю создать мини проект нашего класса со стихами о родном городе, крае. Начало уже есть. Если у вас возникнет желание после сегодняшнего урока написать свое стихотворение, оно займет достойное место в нашем проекте.

2-й вариант. Можно выучить любое стихотворение наизусть.

3-й вариант. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся стихотворению.

4-й вариант. Найти автора стихотворения “Северные пимы”.

10. Рефлексия.

Составьте синквейн к ключевому слову сегодняшнего урока.

Работа в парах.

Заслушать несколько вариантов синквейна.

А у меня получился вот такой:

Стихи
Веселые, лирические
Воспитывают, воспевают, влюбляют
Стихи наполнены любовью к родному краю
Искусство.

За что бы вы себе сегодня сделали комплимент?

А я хочу сделать комплимент вам! Вы сегодня хорошо трудились, и мне было приятно с вами работать!