Урок информатики по теме "Браузеры. Поиск информации в Интернете". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Тема раздела: Коммуникации в глобальной сети Интернет.

Тема уроков: Браузер (Opera, Safari, Internet Explorer). Поиск информации в Интернете.

Цель: сформировать представление о  работе соврменных браузеров, в том числе и  Internet Explorer.

Тип урока: комбинированный, урок новой темы.

Технология: проблемное обучение, групповая работа.

Планируемый результат обучения, вт.ч. и формирование УУД:

  • Познавательные: формирование знаний по языку запросов для сети Интернет.
    • Формирование умений и навыков по использованию программного обеспечения при выполнении практических заданий.
    • Развитие умений
  • Коммуникативные:
    • Формирований навыков и умений при работе с электронными источниками информации.
    • Формирование навыков совместной работы в группах (парах) при  работе в программе.
  • Регулятивные:
    • Воспитание культуры труда при работе с компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
  • Личностные:
    • Изучение  темы «Браузеры. Поиск информации в Интернете» направлено на достижение следующих целей:
      • овладение умениями формировать запросы для поиска в Интернете.
      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования языка запросов в сети Интернет;
      • воспитание ответственного отношения к предмету;
      • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные понятия: браузер, доменная система имен, всемирная паутина.

Межпредметные связи: информатика, литература.

Ресурсы: класс ПК, ПО, справочная информация,  презентация.

1 урок «Основные типы данных»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент Готовность к уроку Подготовка к работе Личностные
Умение ставить учебные цели.
2. Постановка учебной задачи Просматривают Web-страницы с помощью специальных программ, называемых браузерами.
Подведение к новой теме
Браузер — это не просто клиент WWW, служащий для взаимодействия с удаленными Web-серверами, это еще и средство просмотра Web-документов.
Выбор  вида работы (в группах, парах) Личностные
Формирование ответственного отношения к учению и готовности к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные
Построение индивидуальной образовательной траектории.
Общеучебные 
Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества в учебной и практической деятельности.
3. Теоретическая часть Таких программ немало, но самые известные это – Internet Explorer, Opera, Firefox. Так, например, если Web-страница была сохранена на жестком диске, ее можно просмотреть с помощью браузера без подключения к Интернету. Такой просмотр называют автономным.
В отличие от печатных электронных документов, Web-страницы имеют не абсолютное, а относительное форматирование, то есть они форматируются в момент просмотра в соответствии с тем, на каком экране и с помощью какого браузера их просматривают. Строго говоря, одна и та же Web-страница при просмотре в разных браузерах может выглядеть по-разному — это зависит от того, как браузер реагирует на команды, которые встроил в Web-страницу ее автор.
У каждого Web-документа (и даже у каждого объекта, встроенного в такой документ) в Интернете есть свой уникальный адрес — он называется унифицированным указателем ресурса URL (Uniformed Resource Locator) или, сокращенно, URL-адресом. Обратившись по этому адресу, можно получить хранящийся там документ.
В Интернете хранится очень и очень много Web-документов. В последние семь лет наполнение WWW удваивалось каждые полтора года. По-видимому, в ближайшие годы этот темп несколько снизится, но останется достаточно высоким, по крайней мере до рубежа 10 миллиардов. В связи с таким огромным количеством Web-документов, в Сети сегодня существует важная проблема их поиска и отбора — мы рассмотрим ее особо, а пока познакомимся с тем, как формально выглядит адрес URL.
С каждой гиперссылкой в Сети связан Web-адрес некоторого документа или объекта (файла с рисунком, звукозаписью, видеоклипом и т. п.). При щелчке на гиперссылке в Сеть отправляется запрос на поставку того объекта, на который указывает гиперссылка. Если такой объект существует по указанному адресу, он загружается и воспроизводится. Если его нет в природе (например, он перестал существовать по каким-то причинам), выдается сообщение об ошибке — тогда можно вернуться на предыдущую страницу и продолжить работу.
Как обычно, программа запускается двойным щелчком на ее значке Рабочего стола или одним щелчком на ярлыке в Панели быстрого запуска. При отсутствии на экране значка или ярлыков программы, ее можно запустить из Главного меню командой Пуск >Все программы >Internet Explorer.
1. Просмотр презентации + конспектирование

2. Самостоятельная работа с источнками информации

Коммуникативные
Развитие умения слушать, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в общей беседе.
Познавательные
Освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов.
Регулятивные
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
4. Первичное закрепеление Установить осознанность ситуации:
Решить задачу часть В ЕГЭ по теме «Адресация в сети».
Работа со справочной  информацией. Регулятивные
Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Умение давать определение понятиям.
Умение извлекать нужную информацию через чтение и выслушивание собеседников
Коммуникативные
Организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
5. Самостоятельная работа (практика на компьютерах). Письменная работа (формат ЕГЭ)
Объяснить критерии оценивания работы.
Выполняют работу согласно плана. Регулятивные
Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи и вносить необходимые коррективы.
6. Рефлексия (итог урока) Достигли поставленных целей на нашем уроке. Самоценка (устная выборочно). Самоценка на листах оцениванпия. Личностные
Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

2 урок

1. Актуализация Эмоциональный настрой на урок.
Учитель озвучивает задачи на урок.
С каждой гиперссылкой в Сети связан Web-адрес некоторого документа или объекта (файла с рисунком, звукозаписью, видеоклипом и т. п.). При щелчке на гиперссылке в Сеть отправляется запрос на поставку того объекта, на который указывает гиперссылка. Если такой объект существует по указанному адресу, он загружается и воспроизводится. Если его нет в природе (например, он перестал существовать по каким-то причинам), выдается сообщение об ошибке — тогда можно вернуться на предыдущую страницу и продолжить работу.
Подготовка к работе. Личностные
Умение ставить учебные цели.
2. Теоретическая часть  Как обычно, программа запускается двойным щелчком на ее значке Рабочего стола или одним щелчком на ярлыке в Панели быстрого запуска. При отсутствии на экране значка или ярлыков программы, ее можно запустить из Главного меню командой Пуск >Все программы >Internet Explorer.
Окно программы имеет стандартный интерфейс. Но первое, на что нам надо обратить внимание это адресная строка. Окно программы имеет стандартный интерфейс. Но первое, на что нам надо обратить внимание это адресная строка. Чтобы перейти на веб-страницу, введите ее веб-адрес — например, www.microsoft.com — в адресной строке, а затем нажмите кнопку Перейти или кнопку [Enter] на клавиатуре. Адрес надо вводить латинскими буквами – русских слов браузер пока не понимает. Регистр букв значения не имеет. После некоторого времени работы браузер «умеет» и при вводе адреса предлагает его продолжение.
В Интернете есть разные странички. Совсем маленькие, загрузка которых займет буквально несколько секунд, и настоящие гиганты, перенасыщенные графикой. Ждать, когда ваш браузер загрузит все содержание таких страниц, чаще всего не нужно. Вот тогда и пригодится кнопка Остановить.
Вы думаете, что после просмотра страницы исчезают с вашего компьютера? Как бы не так — они хранятся в особой папке на вашем жестком диске — дисковом кэше. Перед тем как скачать страничку, ленивец-браузер смотрит в свой дисковый кэш: нельзя ли достать ее оттуда? Часто это помогает. Например, нет необходимости каждый раз скачивать графическое оформление странички, но вот что касается содержания... В общем, если вы подозреваете, что ваш браузер водит вас за нос и подсовывает старое, взятое из кэша содержание, — намекните ему, что пора бы и честь знать, нажав на кнопку Обновить.
1. Просмотр презентации + конспектирование

2. Самостоятельная работа с источнками информации

Коммуникативные
Выслушивание собеседника и ведение диалога.
 Формулировать собственные мысли.
Личностные
Развитие чувств личной ответственности.
Формирование ответственного отношения к учению и готовности к саморазвитию и самообразованию.
3. Самостоятельная работа Постановка задач, которые необходимо выпонить на ПК. Продлжение работы по карточкам с заданиями. Коммун икативные
Планирование учебного сотрудничества с
сверстниками.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры.
Познавательные
Формирование умения читать и слушать. извлекая нужную информацию.
 Овладение действиями анализа, синтеза и установления причинно-следственных связей.
4. Закрепление изученной темы Тестовая работа на компьютере (Электронная тетрадь 9 класс, раздел «Всемирная паутина»). Мини-работа. Коммуникативные Совершенствование умения осуществлять совместную и индивидуальную деятельность
Личностные
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
5. Рефлексия (итог) Рефлексия по технике «Точка зрения» Самооценка и взаимоценка продуктов. Личностные
Формирование ответственного отношения к учению и готовности к саморазвитию и самообразованию.