Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представления о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами;
- познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи;
- учить работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
- Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.
Планируемый результат.
Предметные умения:
- в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания;
- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
УУД:
- личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
- регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
- познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
ХОД УРОКА
1. Этап подготовительной подготовки для работы на уроке
– Здравствуйте ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.
2. Стадия вызова
Учитель: На слайде и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI (OH)3
- Выберите из списка простые вещества?
- Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
- Назовите оксиды.
- Ответы учеников
- Показать слайд с эталоном ответа.
Учитель: Дайте определение оксидов?
Учитель: Дайте определение простым и
сложным веществам. Приведите примеры.
Учитель: Какие вещества вы не выписали
из списка?
Ученики: NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI (OH)3
Почему? (Так как мы их не изучали)
Учитель: Сравните их состав, что общего
и какие различия? (Общее: состоят из трех
элементов, содержат группу атомов ОН и металл.
Отличие – в состав входит разный металл).
Учитель: Как вы думаете, эти вещества
можно отнести к бинарным соединениям? Почему?
Учитель: Как вы думаете, эти вещества
можно отнести к отдельному классу соединений.
Учитель: Давайте попытаемся
сформулировать тему и цель нашего урока
3. Стадия осмысления
1. Определение, номенклатура (название) оснований.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 98-99 до пункта о гидроксиде натрия.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа
- Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов).
- Что собой представляет гидроксогруппа? (Гидроксогруппа представляет собой сложный ион, заряд которого 1–)
- Как посчитали заряд гидроксид-иона? (– 2 + 1 = – 1)
- Какой общей формулой можно выразить состав основания? (М(ОН)n, где М – металл, n – число групп ОН– и в то же время численное значение заряда иона (степени окисления) металла).
- Как называют основания? (Названия оснований состоят из слова гидроксид и наименования металла в родительном падеже с указанием СО, если переменная).
- Назовите вещества, которые мы не выписали из ранее предложенного списка NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI(OH)3?
2. Растворимость оснований в воде.
Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос о растворимости оснований в воде, мы выполним с вами химический эксперимент по инструктивной карте.
Инструктивная карточка для выполнения эксперимента
- Изучить правила ТБ при работе с щелочами. (на столе)
- Проверьте наличие необходимого оборудования: пробирочный штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в предложенную таблицу.
- Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
- Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице
Исследуемое вещество | Формула | Цвет | Отношение к воде |
Гидроксид натрия | NаОН | Белое | Хорошо растворимое |
Гидроксид меди (II) | Cu(ОН)2 | Синее | Нерастворимое |
Гидроксид кальция | Са(ОН)2 | Белое | Малорастворимое |
– На какие группы основания делят по отношению к воде? Приведите примеры. (Растворимые (щелочи), малорастворимые и нерастворимые).
Растворимые основания в воде называются щелочами.
3. Физические свойства оснований, применение. Качественные реакции
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 99-101 с пункта гидроксид натрия и до конца. Применение оснований можно составить схему.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа
- Перечислите физические свойства гидроксида натрия
- Перечислите физические свойства гидроксида калия
- Перечислите физические свойства гидроксида кальция
- Как называют прозрачный раствор гидроксида кальция? (Известковая вода).
- Как можно распознать углекислый газ? (Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет)
- Какие реакции называются качественными?
- Как можно распознать растворы щелочей?
- Какие индикаторы вы знаете?
Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей»
Порядок действий.
- Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
- Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
- Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
- Оформите отчет в виде таблице
Что делали |
Что наблюдали |
В первую пробирку прилили к раствору гидроксида натрия м/о | м/о стал желтый |
Во вторую пробирку прилили в раствору гидроксида натрия ф/ф | ф/ф стал малиновый |
К третьей пробирке прилили к раствору гидроксида натрия лакмус | Лакмус стал фиолетовый |
Вывод: по эксперименту Как определить растворы щелочей и использованием индикаторов??
4. Закрепление изученного материала. Рефлексия
Учитель: Сейчас мы проведем Контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка
Основанием является:
1) Na2O 2) NaNO3 3) O2 4) NaOH
Нерастворимым основанием является:
1) NaOH 2) Cu(OH)2 3) Ca(OH)2 4) KOH
Фенолфталеин будет малиновым в растворе:
1) KOH 2) Cu(OH)2 3) K2O 4) H2O
Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?
Учитель: Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов). СЛАЙД
Учитель: Какие бывают основания по растворимости в воде?
Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы щелочей?
Учитель: Пригодятся нам эти вещества в жизни? Где применяют основания? (СХЕМА)
5. Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009г. § 19 стр. упр. 2, 3,4. (Слайд)
6. Итог урока
Учитель: Ребята, вы мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Учитель: Ребята закончите следующие фразы
- Я узнал ...
- Я научился ...
- Я понял, что могу ...
- Мне понравилось ...
- Для меня стало новым ...
- Меня удивило ...
- У меня получилось ...
- Я приобрёл ...
- Мне захотелось ...
- Меня воодушевило ...
Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы.