Непосредственно образовательная деятельность по формированию грамматического строя речи. Тема: "Осень"

Разделы: Логопедия


Цель. Формирование представления об осени, как времена года, о существенных признаках сезона.

Задачи.

  • Коррекционно-образовательные:
    • Закреплять знания о листьях березы, дуба, клена, рябины.
    • Ввести в активный словарь:
      • существительные: осень, ветер, дождь, лист, береза, клен, рябина, дуб, осина, овощи, фрукты:
      • прилагательные: золотой, красный, желтый, темный, березовый, рябиновый, дубовый, кленовый, осенний;
      • глаголы: собирать, желтеть, улетать, купаться, припекать, сохнуть.
    • Учить согласовывать существительное с глаголом настоящего времени.
    • Учить согласовывать прилагательное и существительное в именительном падеже единственного и множественного числа.
    • Учить образованию однокоренных слов.
    • Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.
  • Коррекционно-развивающие:
    • Развивать  слуховое внимание.
    • Работать над темпом и ритмом речи.
    • Развивать общую и мелкую моторику.
    • Формировать связную речь.
    • Активизировать работу мышц глаз.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • Воспитывать любовь к природе
    • Приоритетная область: коммуникация, в интеграции : здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: картина «Осень»; мяч; букет осенних листьев; силуэты деревьев: береза, клен, рябина, дуб.
  • Раздаточный материал: предметные картинки: дождь, ветер, овощи, фрукты, грибы, желтые листья, красные листья; трафареты листьев: береза, клен, осина, рябина, дуб; подставки, кисточки для клея, клей, салфетки.

Предварительная работа.

Экскурсия в парк, сбор листьев березы, рябины, клена, наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихотворения «Осень», «Осенние листья».

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Учитель-логопед и дети стоят в кругу на игровом поле.
Учитель-логопед читает стихотворение Константина Бальмонта «Осень»

Учитель-логопед. Ребята, послушайте стихотворение Константина Бальмонта

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Учитель-логопед. О каком времени года говориться в стихотворении?
– Как вы догадались?
– Какие осенние признаки вы услышали в стихотворении?

2. Дидактическая игра «лето или осень».

Учитель-логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «лето или осень». Я называю вам признаки времен года : лета или осени, бросаю мяч, вы бросаете мяч обратно мне и называете – это лето или осень.

– Если листья желтеют – это…
– Если птицы улетают – это…
– Если люди купаются в реке – это …
– Если дождик моросит – это …
– Если дни стали короче – это …
– Если солнце припекает – это …
– Если темные ночи – это …
– Если высохли цветы – это …
– Если опадают листья – это …
– Если листья желтеют – это …
– Если листья на деревьях зеленые – это …
– Если желтеет трава – это …
– Если в огороде собрали урожай овощей – это …
– Если дети катаются на велосипеде – это …
– Если цветут цветы – это …
– Если дни стали длиннее – это …

Учитель-логопед. Молодцы, мы вспомнили признаки осени, он помогут нам  продолжить рассказ о ней.

Учитель-логопед предлагает детям подойти к своему рабочему месту. Обращает внимание на посадку детей.

Учитель-логопед. Ребята, сели на полный стул, выпрямили спину, не забываем что прямая спина это залог здоровья и красоты.

3. Дидактическая игра «Составь предложение»

Учитель-логопед обращает внимание детей на картинки лежащие на столе.

Учитель-логопед. Ребята, возьмите картинки, переверните их, назовите. У вас предметные картинки, мы будем составлять с ними предложения.

Учитель-логопед дает образец предложения.

Осенью бывает дождь.

4. Дидактическая игра «Кому, что дарит осень?»

Учитель-логопед. Ребята, послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить, кому что дарит осень.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень нам подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Учитель-логопед. Кому что дарит осень?

5. Гимнастика для глаз

Учитель-логопед. А теперь поможем отдохнуть нашим глазам,  сделаем гимнастику для глаз.
Встали, поставили ноги на ширине плеч, опустили голову, смотрим на носок левой ноги, подняли голову, посмотрели на правый верхний угол комнаты, опустили голову.
Молодцы, сели.

6. Дидактическая игра «Отгадай»

Учитель-логопед. Ребята, послушайте загадки. Я загадаю вам загадки, вы скажите отгадки.

Загадки:

«Падают с ветки, золотые монетки». (Листья)
«Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?» (Листопад)
«Летом вырастают, а осенью опадают». (Листья)

7. Дидактическая игра «Семейка слов»

Учитель-логопед обращает внимание детей на букет осенних листьев в вазе.

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите, какой красивый букет осенних  листьев, как им хорошо и дружно вместе.
Поиграем в игру «Семейка слов».
У каждого из вас есть мамы и папы, бабушки и дедушки, вы семья, вы родственники.
Слова тоже могут быть родственниками.
Слова-родственники – это похожие друг на друга  и имеющие общую часть.
– Давайте подберём слова-родственники к слову «лист».
– Каким словом можно ласково назвать лист? (Листик, листочек).
– Как, можно назвать листья на деревьях? (Листва)
– Каким, словом можно назвать падающие осенние листья? (Листопад)
– Как называют деревья, на которых вырастают листья? (Лиственные)

Учитель-логопед. Во всех словах, которые мы назвали, есть общая часть – «лист». Назовите слова – родственники к  слову «лист». (Лист – листик, листочек, листва, листопад, лиственные.)

– Молодцы ребята.

8. Физкультминутка « Осенние листья»

Учитель-логопед.  А теперь мы отдохнём. Вышли на игровое поле. Поиграем в игру «Осенние листья». Мы будем собирать букет из осенних листьев.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы (Собирают листья берёзы)
Листья рябины (Собирают листья рябины)
Листья дуба (Собирают листья дуба)
Листья клёна мы соберём (Собирают листья клёна)

9. Физкультминутка

Учитель-логопед: А теперь, ребята, поднимите все свои листочки и покружитесь с ними.

«Осенние листочки закружились,
Весенний ветер закружил над нами,
Весело они летели и на землю сели…»

(Дети весело кружатся под музыку, с концом музыки кладут листья на ковёр).

10. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел дождик погулять
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неслышно по привычке
А куда ему спешить?
(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько
– Ох!
И ушёл. Газон засох.
(Ритмичные хлопки по столу)

11. Дидактическая игра «Обведем листочек»

У каждого ребенка на столе – лист бумаги и натуральный лист березы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контору.
Зачин учителя-логопеда

Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Карандашик я найду
Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Я листочек обведу
Ой-ой-ой, ой-ой-ой
Мой листочек небольшой.
Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй!
Ветер, ветер ты не дуй!
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Ты листок не улетай

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

12. Оценка работы детей

Учитель-логопед. О каком времени годы мы говорили? Назовите осенние приметы?