Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
- образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
- развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
I) Организационный момент.
II) Проверка домашнего задания.
III) Работа по теме урока.
1) Актуализация знаний.
- Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):
Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.
- Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Попробуйте найти в предложении числительные.
- На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?
- Что обозначают эти слова?
- Для чего они нужны в предложении?
2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.
- Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.
1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.
2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.
3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.
4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.
- Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.
- А всегда ли числительные были отдельной страной?
3) Сообщение из истории имени числительного.
- Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:
группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;
группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;
100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;
группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;
группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;
40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.
И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.
4) Проверка первичного восприятия материала.
- Как отличить числительное от других частей речи?
- Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.
Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.
5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.
- Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.
- Что вы узнали из правила о числительном?
- Дайте определение имени числительному как части речи.
- На какие два разряда делятся числительные?
- Как отличить порядковые числительные от количественных?
- Приведите примеры числительных, указывая их разряд.
- В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.
- Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.
6) Презентация 2 “Имя числительное”.
1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.
2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.
3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.
4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.
5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.
- Что нового вы узнали о числительном из презентации?
- Приведите примеры собирательных числительных.
IV) Закрепление изученного материала.
1) Составление словосочетаний с использованием числительных.
- Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.
Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.
2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.
- Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.
Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.
Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.
- Каким членами предложения может быть числительное?
3) Самостоятельная работа.
- Выполните задание на карточках.
1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.
Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.
2 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.
Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.
3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.
V) Подведение итогов.Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.
- С кокой частью речи вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о числительном как о части речи?
- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.
- Как отличить числительное от других частей речи?
VI) Домашнее задание.
Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.