Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Проектировать –…значит создавать
новую культурную норму ,
а через неё новую возможность существования.
О. И. Генисаретский

Цель: раскрыть потенциал учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности её реализации в учебной и внеклассной деятельности.

Задачи:

  • изучить теоретические основы метода проектов;
  • рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
  • содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
  • выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников;
  • формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может “взять”, а тем, сколько из “взятого” он сможет применить на практике.

  • Рабочая гипотеза – проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
  • Объектом работы является проектная деятельность младших школьников.
  • Предмет – методика организации учебных проектов младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников.

Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта, формирование гражданской идентичности.

Одним из продуктивных методов, позволяющих активизировать личностный потенциал учащегося, является метод проектов.

Теоретическая часть.

  • Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. 
  • Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:

  • общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
  • эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

Проектное мышление отличает методологический характер.

Преимущества метода проектов в образовательной практике.

  • Демократизация преподавания.
  • Обучение связано с жизнью.
  • Проект-форма социализации.

Актуальность метода обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:

  • смещение акцентов: от школы заучивания – к школе развития;
  • понимание значимости гуманитарного знания – востребованного , практико-ориентированного, личностно значимого знания;
  • признание ученика субъектом обучения, а значит, приоритетными его личность и интересы;
  • построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания;
  • осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.

Особенности метода проектов:

  • деятельностная форма обучения;
  • совместное, групповое обучение обеспечивает “приращение” социальных умений и навыков;
  • личностно-ориентированное обучение: положительная мотивация и личностная заинтересованность поддерживают самостоятельность, помогают преодолеть трудности и проблемы, укрепляют волю;
  • проблемное обучение: самостоятельная постановка проблемы мотивирует учащихся к их разрешению;
  • субъект-субъектное обучение;
  • здоровьесберегающее обучение: при выполнении работ учитываются возможности обучающегося в организации места, времени, режима и т.д.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Метод проектов: педагогическая практика.

Проект “Животные” 2 класс.

Предмет: английский язык, изобразительное искусство, технология

Цель: формирование у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

Задачи:

– формирование умения и навыков устной речи;
– формирование умения понимать на слух короткий текст;
– формирование аналитического и критического мышления, исследовательской культуры учащихся;
– формирование умения анализировать и оценивать свою и чужую работу.

Тип проекта: творческий.
Время: 1 неделя, 2 урока.

(Варианты проекта представлены в презентации Приложение 1.)

Результативность проекта проявляется в развитии умений самовыражения, самопроявления, самопрезентации, рефлексии.

Список использованной литературы

  1. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011. – 176 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Москва: Просвещение 2011.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001.
  6. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8–9, с.151–157.
  7. Полякова Т.Н.Метод проектов в школе: теория и практика применения, :Учебно-методическое пособие. – М: ООО “ТИД “Русское слово”-РС” 2011.
  8. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, №4, 2009.
  9. Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
  10. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского // языка // Иностранные языки в школе, №7, 2009.
  11. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  12. Интернет-ресурсы.