Данный урок по теме “Сложные слова”, он является уроком открытия новых знаний. При подготовке к данному уроку были учтены индивидуальные особенности учащихся данного класса. Большая часть детей в классе “визуалы”, поэтому урок построен на восприятии через зрительный анализатор. Представлена презентация к уроку. Используется маркерная доска, карточки , наглядность. Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов.
Тема | Сложные слова |
Цель урока | ознакомить учащихся с понятием
“сложные слова”; формировать умение образовывать сложные слова |
Задачи | 1. Продолжить формирование
учебно-информационных умений учащихся,
умения выражать “открытое знание” в виде
творческого продукта (схемы). 2.Формировать умения учащихся работать индивидуально, в парах, малых группах. 3.Формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос). Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Сложные слова |
Тип урока | урок открытия нового материала. |
Вид урока | урок-исследование. |
Методы обучения | Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Метапредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, математика |
Техническое обеспечение: | компьютер, мультимедийный проектор |
Программное обеcпечение | Microsoft Power Point, Microsoft Word |
Оборудование: | Презентация, учебник “ Русский язык” 3 класс Е.В. Бунеева, рабочая тетрадь, тетрадь по чистописанию, карточки |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | Универсальные учебные действия | ||||
I. Мотивация к учебной
деятельности (3 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя |
Подготовка класса к работе | - К нам на урок сегодня придет гость, а
как его зовут, вы узнаете, отгадав загадку: В
шляпе с круглыми полями - Так кто догадался?
|
Уметь оформлять записи в тетради. | Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД). Целеполагание (Регулятивные УУД) Самоопределение (ЛичностныеУУД) |
- Незнайка.
- Пришел в гости, чтобы что-нибудь узнать новое от нас. - Да. |
Слайд 2
– А почему именно Незнайка пришел к нам? - Готовы ли вы научить его? |
||||
- Заранее подготовленные дети
рассказывают: Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в
поселке Ирпень под Киевом в семье актера эстрады.
Слайд 3 C детства увлекался радиолюбительством, электротехникой. Носов в юности работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом. |
- Может кто из ребят скажет из какого
романа-сказки этот герой и кто автор? (Выставка книг, портрет писателя) |
||||
Слайд 4 1-я часть— “Приключения Незнайки” — напечатана в 1954 году. В 1958 написана 2-я часть трилогии — “Незнайка в Солнечном городе”. В 1965 вышла заключительная часть трилогии — “Незнайка на Луне”. В 1970 году писатель получил имени Крупской Слайд 5 К 100летию со дня рождения писателя в 2008г. была выпущена серебряная монета и конверт с изображением портрета Н.Н.Носова. |
– Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках? Более подробно о жизни и в творчестве этого писателя вы можете подробно узнать из плакатов. |
||||
II. Минутка чистописания (4 мин.) |
Предлагает поиграть в игру и
отгадать какие буквы надо записать. Правила посадки при письме. Дать характеристику этим буквам как звукам. |
Работа в тетрадях по чистописанию | - Слайд 6 На минутке чистописания
Незнайка предлагает поиграть в игру “День –
ночь” и вы узнаете какие буквы будем писать. -Произведение 3 и 5 увеличить на 1 (16) |
||
- Буква о обозначает звук гласный, ударный, безударный. | Найдите какая буква по счету занимает
шестнадцатое место в алфавите? - Дайте характеристику. - Запишите эту букву 4 раза. Считаем далее, закрыли глазки. От шестнадцати вычесть произведение двух и пяти. (6) |
||||
- Буква е обозначает звук гласный, ударный, безударный. - Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительного ъ и ь знаков. |
Найдите какая буква по счету занимает
шестое место в алфавите? - Дайте характеристику. - В каких случаях буква е обозначает 2 звука? Запишите эту букву 4 раза - Подчеркните самую красивую зеленой ручкой. - В каких орфограммах встречаются эти гласные (в безударных гласных) Слайд 7 На какие две группы делятся все орфограммы: на гласные и согласные. Орфограммы гласные – безударные гласные Орфограммы – согласные – парные, непроизносимые, удвоенные. |
||||
III. Актуализация знаний и
пробное учебное действие (10 минут) Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Записывают слово и однокоренные слова: Снег, снежок, снежный
- Разберите по составу. |
- Откройте тетради и запишите 13 ноября. Классная работа. - Когда вы шли в школу, на улице шел снег. Слайд 8 - Какая орфограмма в слове ? (парная согласная в корне слова) - Разбор слов по составу. Слайд 9 |
|||
2 человека у доски пишут слово.
Снегопад - снегапад |
- Запишите как называется явление, когда
идет снег? Слайд10 - Запишите на доске. Незнайка тоже решил написать это слово. - Что же получилось, слово написано по-разному. - Кто прав? |
Уметь называть орфограммы с данными
буквами. - Уметь подбирать однокоренные слова и разбирать слова по составу. |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные
УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
||
IV. Фиксация затруднения в
деятельности, постановка учебных задач. (2 мин.) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. организовать самопроверку по эталону, самооценку |
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
|
- В одном случае слово написано с буквой –о-, в другом случае с буквой -а-
- Это сложное, интересное, необычное слово. |
-Какое затруднение у нас получилось?
- Видите, у нас появились разногласия. Давайте решать нашу проблему. - Что можете сказать об этом слове? |
Уметь выбирать букву безударного гласного в приставке. | Уметь оформлять свои мысли в устной
форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из
затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - уточнить тему урока. - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
Организует постановку цели урока. | Под руководством учителя формулируют
цель и тему урока. - Сложные слова. |
- Какая тема урока? Слайд 11 - Какие цели вы поставите себе на уроке? |
Уметь ставить цель урока и планировать работу на уроке. | Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке; (Регулятивные
УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других (Коммуникативные
УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
Организует уточнение темы урока.
Организует составление совместного плана действий |
- Мы должны узнать, как называются такие
слова в русском языке. - Как они образовываются. |
Какие знания и умения нам понадобятся
для этого на уроке? Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Слайд 12 План: 1. Что такое сложные слова? 2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ? 4. Составление схемы-подсказки для орфограммы “Сложные слова”. |
|||
V. Реализация построенного
проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; организовать самопроверку по эталону, самооценку. |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. | Под руководством учителя выполняют
составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Читают задание. |
Уметь добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
||
Организует устранение затруднений. | - Снег падает.
Два слова.
Снег падает. - Корни. - Снег пад. |
- Давайте узнаем, что обозначает это
слово? - Сколько слов нам понадобилось чтобы составить это слово? - Какие? - Какую часть слова взяли у этих слов? -Какие? - Как называется действие в математике которое имеет такой же корень как и слово сложные? |
Уметь выбирать соединительную гласную
и правильно писать ее в словах. Уметь находить и корректировать свои ошибки. |
||
Организует самопроверку по эталону.
Организует динамичную паузу. |
- Сложение
- Сложили.
- Сложные
- Гласная о - Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. |
- Так что сделали с корнями слов? - Как называются такие слова? Слайд 13 - Какая гласная понадобилась чтобы соединить эти два корня? - Как называется такая гласная? |
Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ. | ||
Физ. минутка для глаз | Слайд 14 | ||||
VI. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Записать слова, вставить нужную букву, выделите в них корни. - Обозначьте зеленым и синим карандашом звук, на который заканчивается первый корень в словах.
- О и Е |
- Ответим на следующий вопрос нашего
плана. Слайд 15 - На доске два столбика слов: Вод...пад звезд..пад глаз...мер мор..ход камн...пад пеш...ход |
Уметь правильно вставлять в слова соединительные гласные. | Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные
УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
- Соединительная гласная о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных. Проверка по слайду 16 | - Какие гласные вы вставили? - Какой вывод можем сделать? |
||||
VII. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Организует выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют задание самостоятельно в
тетради Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют проверку задания. И помогают оценить его выполнение. Выполняют самооценку по алгоритму. |
- Незнайка вам принес тоже задание. Слайд 17, 18, 19, 20
- Незнайка вспомнил что у него тоже есть подруга имя которой сложное слово, вам загадка: У хорошенькой малышки - Отгадали? |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные
УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). |
|
- Синеглазка. Синие глаза. - Соединительная гласная е. - Имя Синеглазка образовано от слов синие глаза, при помощи соединительной гласной е. |
- от каких слов образовано имя? - Какая соединительная гласная? - Кто даст полностью ответ?
- Вам Синеглазка дает задание. |
Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные
УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|||
Физ. минутка | - Защита проектов. |
Творческий мини-проект (в группах) Составление схемы-подсказки. Незнайка пришел домой и стал искать у себя дома сложные слова: Если он правильно определил хлопайте в ладоши, а если нет – то топайте: Утюг, скороварка, посуда, одеяло, пылесос, пароварка, стол, хлебопечка. |
|||
Отвечают на вопросы учителя. - Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу. |
Друзья предлагают вам пройти еще
испытание: - Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение. Вод...воз, пеш...ход, книг...люб, рыб...лов, везд...ход, каш...вар - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. |
||||
Организует самооценку (методика Цукерман) “Шкала оценивания”
|
Дополнительно тест. Слайд 22,23,24 1. Сложные слова у которых: а) 2 корня. б) 1 корень 2. В сложных словах соединительные гласные: а) только о б) только е в) о е 3. Гласная о пишется после: а) твердых согласных б) после всех согласных 4. Гласная е пишется после: а) мягких согласных б )после всех согласных. |
Уметь “раскрывать тайну” названия предмета. Происхождение слов. | |||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на
уроке. Д/з (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует фиксирование нового
содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. (- Учиться выделять приставки и писать буквы безударных гласных в приставках. - Да, но нужно ещё потренироваться.) По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. |
Подведём итог. - Скажите, какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели? Научились это делать? - Что мы узнали нового на уроке? - Что знаем теперь хорошо? - Что смогли сделать сами? - Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 25 Молодцы! Д\з Слайд 26 с.90, упр.126 |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные
УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Самоанализ урока
№ | Критерии |
Баллы |
1 | Целеполагание и мотивация учащихся на предстоящую деятельность | 4 |
2 | Дидактическая цель урока реализована | 4 |
3 | Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно) | 4 |
4 | Проблемный/исследовательский характер изложения учебного мета риала | 4 |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов предоставления результатов | 2 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | 4 |
7 | Занятия способствовало формированию ключевых компетенций | |
в предметной области: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности в процессе подготовки к уроку каждой группы учащихся | 4 | |
в области информационных технологий: с помощью интернет-ресурсов самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; организовывать, преобразовывать и презентовать информацию | 4 | |
в проектно-аналитической: умение работать в команде над созданием проектного продукта - урока-исследования | 4 | |
в исследовательской деятельности: умение анализировать и выбирать необходимую информацию | 4 | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём; осознавать роль и предназначение каждой личности; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий | 4 | |
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности : | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 | |
критическое мышление | 4 | |
креативность, установка на творчество | 3 | |
самостоятельность и ответственность | 4 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 4 | |
толерантность, уважение к межкультурными прочим различиям | 4 | |
9 | Занятия способствовало расширению общекультурного кругозора | 4 |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом определении | 4 |
11 | Обучающие получили помощь в решении значимых для них проблем | 4 |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | 3 |
13 | Комфортность образовательной среды: создание условий для самостоятельной подготовки учащихся к уроку | 4 |
14 | Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностями обучающихся | 4 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся | 4 |
Всего баллов: | 92 |
ИТОГО: 92 балла из 96 баллов. Вывод: урок проведен на высоком уровне.