Возможности аудиовизуальных средств обучения в создании языковой среды

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


... Все люди одинаково успешно могут овладеть
любыми областями знаний. Дело не в способностях,
а в организации процесса обучения.

Сеймур Пейперт

Цель: изучение возможностей аудиовизуальных средств обучения в создании языковой среды в рамках обучения иностранному языку в современном среднем образовательном учреждении, выявление преимуществ и сложностей их использования в учебном процессе.

Задачи:

  • раскрыть сущность аудиовизуальных средств;
  • рассмотреть особенности использования и правила их применения,  их функциональность при обучении иностранному языку;
  • определить эффективность их использования на уроках иностранного языка на разных ступенях обучения.

Гипотеза: правильное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка способствует интенсификации обучения, облегчает запоминание материала, делает его более доступным.

Методы исследования:

  • Изучение педагогической, методической, лингвистической, психологической литературы.
  • Изучение опыта учителей английского языка, применяющих на практике аудиовизуальные средства обучения на различных этапах обучения.

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность. Каждый учитель, планируя очередной урок, стремится, чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.

В решении данных задач хорошими помощниками могут выступать современные средства обучения. Особое место в комплексе современных средств обучения занимают аудиовизуальные средства: слайды, кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение, компьютерные программы, интернет.

I. Аудиовизуальные средства в учебно-воспитательном процессе

1.1. Понятие и классификация аудиовизуальных средств обучения

Язык является важнейшим средством общения и используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Обучение иностранному языку есть обучение пользованию этим средством. Сегодня предмет “иностранный язык” в средней общеобразовательной школе имеет одной из ведущих задач - обучение коммуникации, что требует определённого уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции.

Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.

Под аудиовизуальными средствами обучения (АВСО) подразумеваются учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. Это диапроекции (диафильмы и диапозитивы), эпипроекции (демонстрация на экране рисунков, чертежей и т.п., напечатанных или нарисованных на бумаге и демонстрируемых с помощью эпископов), кодопроекции ( учебные кинофильмы, учебные телекинофильмы, звуковые пособия).

Естественная языковая среда- совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка.

Искусственная (учебная) языковая среда- совокупность моделируемых ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к иноязычной коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых и неречевых средств общения.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Фонограммы Видеограммы Видеофонограммы
Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи Натуральные: предметы, действия Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы,   фотографии,  географические карты Графические: таблицы, схемы Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы

Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Таким образом, специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения.  

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. 

Для правильной оценки эффективности применения аудиовизуальных средств в качестве источника знаний важно знать определенные   правила использования данных средств обучения.

  1. Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  2. Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  3. Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  4. Следует использовать в качестве визуальных средств обучения натуральную наглядность, учебные картинки, диафильмы, кино- и видеофильмы, таблицы. Основное назначение таких средств -  наглядная семантизация в тех случаях, когда значение слова можно пояснить, не прибегая к переводу. Визуальные средства полезны также при воссоздании ситуации общения и стимулирования высказывания, содержание которого задается зрительно- слуховыми образами.
  5. С первых уроков необходимо применять звукозапись как источник образцовой речи для формирования звукопроизносительных навыков и развития понимания иноязычной речи на слух. Лучше всего для этого подходят фонограммы, входящие в учебные комплексы по иностранному языку.
  6. Сотворчество педагога и обучающегося
  7.  Особое  внимание стоит уделить самостоятельной работе учащихся с использованием технических средств, что позволяет продлить время пребывания в речевой среде и повысить эффективность обучения.

1.2. Место АВСО в системе современных средств обучения.

С распространением новых информационных технологий учителя получили возможность использовать различные медиа для обогащения языковой среды своего класса. К концу 90-х - началу XXI века на помощь педагогу пришли компьютерные CD-ROMы, видео, спутниковое телевидение и Интернет. Немногие российские школьники и студенты имеют возможность регулярно посещать страну изучаемого языка. В основном, школьники и студенты путешествуют виртуально, используя телевидение, видео или компьютер. Очевидно, что медиаобразовательные задания и формы работы стимулируют тренировку навыков чтения, письма, аудирования и разговорной речи. Они развивают критическое мышление, творческие способности учащихся и значительно повышают познавательный интерес.

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Использование аудиовизуальных средств обучения на начальной ступени обучения иностранному языку.

При изучении иностранного языка в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, наглядность, представленная при помощи аудиовизуальных средств обучения, способна сделать уроки иностранного языка более разнообразными, доступными и развивающими как по форме, так и по содержанию.

Крупное цветное изображение на экране притягивает внимание учащихся, создаёт эффект таинственности и позволяет разнообразить языковую тренировку даже в тех случаях, когда запоминаемая лексика достаточно однотипна.

В 2004 году по заказу Министерства образования РФ было создано методическое пособие “Visual English” к УМК “Enjoy English” М.З. Биболетовой в начальной школе.

В состав комплекта входят:

  • набор постеров “Грамматика, произношение, лексика”;
  • набор карточек “Азбука в картинках”;
  • набор “Буквы и словосочетания”;
  • набор карточек “Лексические темы”;
  • комбинативный набор “Определяем время”;
  • набор транспарантов “Предметы одежды”;
  • методическое пособие.

Пособие имеет универсальный характер и может быть использовано при обучении английскому языку по всем учебникам первых трех лет обучения в общеобразовательной школе.

Сочетание разных видов наглядности в комплексе способствует достижению высокого качества знаний учащихся. Оригинальные рисунки, подробные методические рекомендации по использованию всех компонентов комплекта, включая вопросы и задания значительно облегчают работу преподавателя.

Работа над формированием у учащихся умения называть дату может происходить на уроке с помощью двух демонстрационных блокнотов. Первый блокнот содержит набор дат для каждого месяца, во втором перечислены названия месяцев. Приводя в соответствие обе части перекидного календаря, можно выставить любую дату.

Календарь может быть использован для развития умений в монологической и диалогической речи. Например:

  • Назовите свой любимый месяц года. Объясните, почему он вам нравится.
  • Скажите, когда отмечаются следующие праздники: New Year, Christmas in Russia/ in Britain, St Valentine’s Day и т. д.

Используя модули динамических транспарантов, которые демонстрируются с помощью проектора, можно комбинировать варианты одежды и, опираясь на картинки, развивать устно- речевые умения учащихся. Например,

  • Оденьте девочку для прогулки в тёплый солнечный день/ для зимней прогулки/ для школьного праздника и т.д.

В постерах представлена языковая информация, которая требует запоминания и последующего применения учащимися в процессе общения на английском языке. Персонажи на картинках даются в движении, с выраженными чувствами и эмоциями. Рисунки отличает яркая цветовая палитра и мультипликационный стиль, которые наиболее доступны и привычны для младших школьников. Данные постеры могут быть использованы как для формирования языковых навыков, так и для развития речевых умений.

  • Расскажите о героях картинок: придумайте им имена, опишите их внешность, скажите, что они делают.
  • Разыграйте диалог, который мог бы состояться между героями картинок.

Электронное наглядное пособие с приложением “Знакомство с Великобританией”

Пособие помогает усилить страноведческую направленность курса, освоить целый ряд разговорных тем, связанных со страной изучаемого языка, ее местом на карте, особенностями культуры и истории. Изобразительный ряд содержит фотографии достопримечательностей, памятников культуры Великобритании, связанных с особенностями исторического развития страны и оставившими след в ее архитектурном облике.

Например, можно провести коммуникативную игру “Конкурс гидов”:

  • Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и вам необходимо провести экскурсию по Великобритании. (Один или двое учащихся после подготовки представляют свою экскурсию, а остальные выступают в роли экспертов и должны дать критическую оценку предложенным проектам, используя разговорные фразы).

Основываясь на личном опыте, рекомендую в качестве АВСО три аудиокассеты “English chants” by Caroline Graham:

  1. Jazz chants
  2. Grammar chants
  3. Small talks

Эти записи привлекательны тем, что они, во-первых, очень динамичны, а, во-вторых, диалоги и монологи читаются на фоне специально подобранной джазовой музыки. Ребятам, начиная со второго и заканчивая девятым классом, очень нравится, когда на уроках используются вышеуказанные записи.

2.2. Работа с видеоматериалом

Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает развитию внимания и памяти. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное.

Видеофильм является одновременно на уроках материалом для аудирования.

Язык, на котором говорят в классе, - это не чистый “живой” язык. Когда на экране появляется изображение – ученик, будучи одновременно слушателем и зрителем, погружается в иной мир, даже если перед ним вымышленный сценарий, язык все равно будет чистым, живым.

Видеофильм – это “аудиовизуальный опыт”, это значит, что когда ученик смотрит фильм с субтитрами, он слышит произносимые слова и одновременно видит их. Видя, что происходит на экране, ученик может лучше вникнуть в речь героев и понять, почему они произносят именно эти слова и фразы? Здесь становится понятной и очевидной разница между языком, который используется в формальных и неформальных ситуациях.

На этапе развития языковых навыков и умений устной речи возможны такие коммуникативные упражнения, как:

  • перекодирование информации из невербальной в вербальную и наоборот;
  • ролевая игра;
  • решение проблемных задач.

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны использовать слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма.

Возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами, помогает моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка.

2.3. Возможности использования сети Интернет в обучении иностранному языку.

Компьютер вообще и интернет в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями интернет вскоре после своего возникновения привлек внимание преподавателей-практиков и методистов. Интернет используется сейчас для обучения самым различным предметам. Особое значение он приобрел в преподавании иностранного языка.

Преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети интернет.

Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет;
  • пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Самое простое применение интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Предлагаю сайт http://www.inopressa.ru.

На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет. Непосредственно с этого сайта можно выйти на оригинал этих статей и получить параллельные тексты на русском и иностранном языках.Это повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка.

Большой популярностью как в средней, так и в высшей школе, пользуются уроки, разрабатываемые группой специалистов агентства Рейтер English To Go Ltd (http://www.english-to-go.com). Эта программа обращена непосредственно к преподавателю иностранного (английского) языка.

Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Благодаря электронной почте и Chat  (англ. - "разговор") ученики могут общаться  со своими  сверстниками  в   любых странах. Они расширяют  свой словарный запас,  в первую очередь обиходную лексику, приобретают опыт опосредованного общения путем быстрого обмена информацией, мнениями по той или иной проблеме. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока  и чувствуют себя более самостоятельными.

Кроме того, возможно участие в телекоммуникационных международных проектах, телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад).

АВСО при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение АВСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстрированный материал, создаёт проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей АВСО открывается для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

Список использованной литературы.

  1. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку.//ИЯШ-2003-№5-С. 31-34.
  2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках ин.языка. // ИЯШ-2002-№3. С. 39-41.
  3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб., 2001. С. 14-15.
  4. Конышева А.В.  Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2003.
  5. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе. Уч. пособие / Мн. ТетраСистемс, 2005. С. 6
  6. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательных учреждений: Учебное пособие.- М. Федерация интернет-обр., 2002.
  7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2001. № 2. С. 15-17.
  8. Полат Е.С. Методическая аутентичность в обучении иностранному языку // ИЯШ. 2000. № 2. С. 16.
  9. Розина И.Р. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. / И.Н. Розина.- Л./, 2005.
  10. Эксперимент, практика./Ред. Т.А.Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркутского Института повышения квалификации работн. Образования, 2008. С.275-286.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Просвещение 2011.
  12. Интернет-ресурсы.