Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (821 кБ)


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Познавательная цель: ознакомление учащихся с понятиями одушевлённые и неодушевлённые предметы

Социокультурная цель: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Планируемые результаты:

Личностные - осознание роли языка в жизни и речи людей

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке.
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
  • ориентироваться в учебнике, добывать новые знания.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других
  • знать правила поведения и общения при работе в паре, группе

Предметные результаты:

  • развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предметы, находить ошибки в группировках.
  • развитие умений разграничивать омонимические названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов)

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, учебник для 2 класса Р.Н.Бунеева

Раздаточный материал: карточки со словами для работы в парах и для групповой работы.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Организация учебного процесса на этапе I:

Ребята, подарите мне свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.

Сегодня мне урок поможет провести Домовёнок Афанасий.

На доске появляется картинка Домовёнка и пословица.

- Прочитайте пословицу, которую приготовил для вас Домовёнок

Где труд, там и радость.

- Как понимаете эту пословицу?

- Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.

- Афанасий предлагает получить радость от красивого написания элементов букв.

Минутка чистописания.

Сс Сс

У Домовёнка появляются карточки Кто? и Что?

- Посмотрите что Афанасий держит в руках? (карточки с вопросами кто? и что?)

- Что он хочет вам напомнить? (Над какой темой мы работали весь прошлый урок)

- И кто помнит? ( Мы познакомились со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?)

Сегодня мы продолжим работать над этими словами и узнаем что-то новое.

- Как мы будем строить наш урок? ( Повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)

- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)

- Вы готовы двигаться вперёд? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?;

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;

3) зафиксировать повторяемое правило в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

Организация учебного процесса на этапе II:

1. Повторение слов, отвечающих на вопрос кто? и что?

- Домовёнок загадает вам загадки, а вы слова-отгадки запишите в тетрадь

На доске появляются загадки, картинки - отгадки

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. ( петух)

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)

Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца)

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Неленивый я в работе...... (кот)

- Обменяйтесь работами, проверьте написанное, проговорите опасные места.

- Что общего у этих слов? ( Они отвечают на вопрос кто? Все слова относятся к группе - животные)

- Предлагаю поработать в парах.

На парте листочек со словами: Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель

- Прочитайте слова, закрасьте красным цветом слова, которые отвечают на вопрос кто? синим цветом – на вопрос что?

Проверка на доске:

  • кто? Света, мама, щенок, мальчик, читатель
  • что? Конфета, газета, вода, шкаф, планета

- Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет слово)

- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос кто? (Это название людей и животных)

- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос что? (Это названия предметов)

- Какая пара при выполнении этого задания допустила ошибки? Поднимите руки.

- В каком месте была допущена ошибка? Почему? ( Мы были невнимательными; неправильно поставили вопрос)

- А кто выполнил задание правильно? Почему? ( Мы хорошо поняли, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?; мы правильно ставили вопросы к словам)

- Домовёнок приготовил для вас картинки. Назовите, что видите.

На доске появляются картинки со словами: Москва, Ирина, Пушкин, Волга, Египет, Мурка

- Что общего вы заметили у этих слов? ( Пишутся с большой буквы)

- А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?

- Уточните, к каким словам можно задать вопрос кто? ( На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных), а к каким вопрос что? ( на вопрос что? – названия стран, городов, рек)

На доске появляется опорная схема:

Кто? Что?

Имена и фамилии людей

Клички животных 

Названия стран, городов, рек, улиц, предметов

- Что мы взяли для повторения? (видеть и объяснять опасные места в словах, делить слова на группы по вопросам кто? и что?, задавать к словам вопросы)

- Что дальше?

- Вы должны предложить нам пробное действие.

2. Задание для пробного действия.

Работа в группе

- Перед вами слова (цветок, собака, сумка, Ирина, стрекоза, Пушкин, апельсин, телевизор). Разделите их на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы.

- Что нового в этом задании? (Мы никогда не делили слова на одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- И что же вы будете делать? (Попробуем выполнить задание)

- Пробуйте.

- Проверим.

Представители групп вывешивают листочки на доску.

- Что видим? (Разные ответы)

- У кого возникли затруднения? Почему? (Мы не поняли, что – такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- Кто считает, что справился с заданием? Объясните. ( Мы разделили слова на группы по вопросам кто? и что?)

- Вы можете доказать в какой группе одушевлённые предметы, а в какой неодушевлённые? ( Нет, мы не знаем такого правила, нам не на что опереться)

- Что возникло? (Затруднение)

- И что делать, когда возникает затруднение? (Остановиться и подумать, над причиной затруднения)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

Организация учебного процесса на этапе III:

- Давайте думать. Какое задание вам надо было выполнить? (Надо было разделить слова на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- А что вы не умеете делить слова на группы? (Умеем)

- Что в задании было для вас новым? Чего вы не знаете? (Нам не приходилось раньше делить слова на одушевлённые и неодушевлённые. Мы не знаем что такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет правила для проверки такого задания)

- Вы поняли причину своего затруднения. Что дальше? ( Надо поставить цель)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта; уточнение темы урока; определение средств.

Организация учебного процесса на этапе IV.

- Сформулируйте цель своих дальнейших действий. (Научиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- Сформулируйте тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- Вернёмся к нашему заданию. Что нам поможет выполнить это задание?

(Умение делить слова по вопросам кто? и что?)

Начинаем действовать.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ определения одушевлённых и неодушевлённых предметов, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе V

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (собака, Ирина, стрекоза, Пушкин)

- Что обозначают эти слова? (Живые предметы)

- Такие слова в русском языке называют одушевлённые предметы.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (сумка, телевизор, апельсин, цветок)

- Что обозначают эти слова? (Неживые предметы)

- Такие слова в русском языке называют неодушевлённые предметы.

- Давайте подведём итог, закончите предложения Домовёнка:

На доске:

  • Слова, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые предметы - это одушевлённые предметы
  • Слова, отвечающие на вопрос что? и называющие неживые предметы – это неодушевлённые предметы.

На доске появляется опорная схема:

Одушевлённые предметы

Кто?

Живые предметы

Неодушевлённые предметы

Что?

Неживые предметы

- Вот вы и преодолели ещё одно затруднение. Какую теперь цель поставите перед собой? ( Потренироваться в написании слов на новое правило).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать правило распознавания одушевлённых и неодушевлённых предметов во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе VI.

Работа по учебнику

Упр. 50 (с комментированием) Необходимо записать в 1 столбик слова, обозначающие одушевлённые предметы, а во 2 столбик – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.

Образец рассуждения:

  • Кто? писатель – это слово, обозначает живой, одушевлённый предмет, пишу в 1 столбик.
  • Что? Страна – это слово, обозначает неживой, неодушевлённый предмет, пишу во 2 столбик.

Ознакомление с новым словарным словом.

- Мы знаем, как Домовёнок любит путешествовать. Где оказался он сегодня? ( В Москве)

- Прочитайте предложение: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Москва – столица нашей страны. Это очень красивый город, в нём много достопримечательностей, которыми мы гордимся)

- Запишите пословицу.

- Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.

Москва, москвич, москвичка, московский.

- Какие слова относятся к одушевлённым предметам? Объясните свой ответ.

(Москвич, москвичка, так как слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы), а к неодушевлённым? (Москва, так как слово отвечает на вопрос что? и обозначает неживой предмет)

Звуко-буквенный анализ слова человек.

Один ученик у доски, все остальные в тетрадях

- Где опасные места в этом слове? Запомните правописание этих слов.

Физкультминутка.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

- Как проверить, что вы поняли тему. ( Выполнить самостоятельную работу)

VII. Самостоятельная работа.

Цель:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение применять изученное правило.

Организация учебного процесса на этапе VII.

- Откройте учебник на с. 44 упр. 51 – прочитайте столбики слов, исправьте ошибки и спишите без ошибок.

- Поработайте самостоятельно.

Проверка на доске:

Кто? Что?
Игорь Пушок
Житков очки
Пушок Москва
Шилов шило

- Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом кто? (Одушевлённые)

- А слова, записанные во 2 столбик? (Неодушевлённые)

- Найдите слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. (Пушок, пушок)

- Почему они записаны в разные столбики? (Пушок – это кличка животного, пишется с большой буквы, обозначает одушевлённый предмет, а пушок – это неодушевлённый предмет, пишется с маленькой буквы)

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило).

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак “+”.

- У кого ошибок нет? Молодцы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к применению нового правила.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

- Домовёнок Афанасий предлагает вам побыть волшебниками.

- Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос “кто?”

  • кол - вол
  • капля – цапля
  • дверь – зверь
  • мак – рак
  • дом – сом

- Что вы можете сказать о словах левого столбика? (Они называют живые, одушевленные предметы)

- Правого столбика? (Они называют неживые неодушевленные предметы)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) оценить результаты собственной деятельности;

2) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе IX.

- Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые)

- Повторите тему урока с опорой на ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)

- На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?, неодушевлённые – что?)

- Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?

- Оцените свою деятельность.

- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (Я хочу сказать спасибо Олесе, она прислушивалась к моему мнению; а мне было хорошо работать в группе, все внимательно выслушивали друг друга....)

Прочитайте данные высказывания.

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

3) Я всё понял, могу объяснить другому.

- Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте в тетради звездочку, если со вторым – солнышко.

Домашнее задание:

  • Тем, кто нарисовал звездочку: предлагается выписать из учебника “Маленькая дверь в большой мир” по 10 слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.
  • Тем, кто нарисовал солнышко: предлагается составить 6 предложений, в которых были бы слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.