Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру.

Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.

Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  1. Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.
  2. Изучение учебной и методической литературы.
  3. Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.
  4. Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
  5. Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.
  6. Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
  7. Подготовка к экскурсии самих детей:
    – знакомство их с целью, задачами экскурсии,
    – постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;
    – информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
  8. Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Анализ программ по окружающему миру.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.

Рассмотрим некоторые из них.

Программа З.А.Клепининой “Природа и люди”.

Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности и другие.

Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков, корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.

Программа А.А.Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к природе.

Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии, предложенные автором программы.

Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А.А., то и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.

Разделы Темы уроков Экскурсии, рекомендованные Плешаковым А.А. Дополнения
Как устроен мир. Природа. Многообразие природы. 1. Неживая природа.
2. Живая природа.
Человек. Общество. Изменения в природе под влиянием человека. Изменения в природе под влиянием человека.
Мир глазами эколога. Охрана природы. Охрана природы. Охрана природы.
Эта удивительная природа. Тела. Вещества. Частицы. Разнообразие веществ.
Прозрачный невидимка (воздух).
Вода.
Свойства воздуха.
Как разрушаются камни. Что такое почва. Свойства почвы.
Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Распространение семян.
Кто что ест. С кем дружит дуб. Зависимость явлений и объектов живой природы.
Размножение животных. Великий круговорот жизни.

Из таблицы видно, что практически в каждую тему по окружающему миру были включены экскурсии. Это помогало учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, заинтересовать детей.

Приведенные выше экскурсии можно применять в учебной работе на различных этапах урока – при объяснении нового материала, повторении и закреплении.

Список использованной литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Владос”, 2007.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр “Просвещение”, 2000.