Формирование умений научно-исследовательской деятельности у студентов фармацевтического колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


В связи с введением ФГОС СПО в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения. Результатом освоения основной образовательной программы является защита курсовой работы (проекта) и выпускной квалификационной работы (далее ВКР).

Качественное выполнение ВКР или курсовой работы должно свидетельствовать об умении обучающегося: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновывать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; собирать необходимые эмпирические данные, интерпретировать, обрабатывать и анализировать их, а также представлять материал в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации; излагать свои мысли по-научному грамотно, правильно оформлять работу.

Однако, как показывает практика, при написании подобных работ у обучающихся возникает ряд проблем: от отсутствия навыка поиска информации до правильного оформления работы в соответствии с требованиями, действующими в конкретном ССУЗе и диктуемым ГОСТами.

Преодоление данных проблем, мы видим через поэтапное формирование умений научно-исследовательской деятельности.

Под научно-исследовательской деятельностью студента будем понимать выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов) [1].

Начальный этап формирования умений научно-исследовательской деятельности определяет успешность в дальнейшей учебе. Этот этап необходимо начать на 1 курсе через организацию аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Формирование умений начинается на занятиях. В рабочей программе дисциплины “Информатика” в разделе “MicrosoftWord” предусмотрена тема “Оформление документов учебного назначения”.На данном занятии формируются умения оформления титульного листа по шаблону, автособираемого оглавления, автоматических подписей формул, таблиц, рисунков, Интернет-ресурсов в библиографических источниках. В разделе “MicrosoftPowerPoint” на занятии студенты знакомятся с требованиями оформления компьютерного сопровождения доклада при защите рефератов и проектов.

На итоговом занятии предусмотрена защита проектной работы“Применение прикладных программ в профессиональной деятельности”. Предварительно студентам выдается кейс с материалами: “Что говорить”, “Как говорить”, “Кто говорит”, позволяющий подготовиться к выступлению перед аудиторией.

Данный вид самостоятельной работы позволяет обучающимся формулировать проблему и находить способы её решения, делать соответствующие выводы и обобщения, оформлять и представлять проект.

Продолжается работа по формированию знаний о видах научно-исследовательской работы, их структуре, грамотному оформлению текстовых документов с применением компьютерных технологий на занятиях кружка “Информационная поддержка учебной деятельности”.

Приводим тематический план работы кружка:

  1. Структура учебных документов. Требования к содержанию.
  2. Требования к оформлению работ в соответствии с ГОСТ.
  3. Требования к оформлению информационных источников. Соблюдение авторских прав.
  4. Подготовка рефератов в программе Microsoft Word.
  5. Сопровождение к докладу при защите работы. Требования к оформлению презентации.
  6. Подготовка презентации в программе Microsoft PowerPoint.
  7. Защита выполненных работ.

Результатом обучения на занятиях кружка является подготовка реферата и его защита, сопровождаемая презентацией.

В помощь студентам колледжа нами было разработано пособие “Реферат, курсовая, диплом? Пиши правильно!”, которое раскрывает структуру документов учебного назначения (реферат, курсовая, дипломная работа) и требования, предъявляемые к оформлению.

Особенностью данного пособия является описание оформления документов учебного назначения в Microsoft Word 2007.

Пособие состоит из двух основных частей. В первой части пособия дается понятие реферата, курсовой, дипломной работы, раскрывается структура документов учебного назначения, приводятся требования к оформлению элементов документа в соответствии с ГОСТ.

Во второй части пособия приводится подробный алгоритм грамотного компьютерного оформления текстовых документов в Microsoft Word 2007. В данной главе представлены рекомендации по созданию и форматированию элементов текста, автоматизации работы с целью оптимизации деятельности.

В пособии также приведены требования к оформлению библиографических источников, приложения оформления титульных листов, оглавления.

 

Этим пособием студенты могут пользоваться в течение всего процесса обучения в ССУЗе.

Далее формирование умений научно-исследовательской деятельности осуществляется на старших курсахчерез изучение научных методов исследования, методов статистической обработки данных и анализа результатов с применением компьютерных технологий.

Как показывает практика, в дальнейшем, у учащихся возникает значительно меньше вопросов по оформлению и составлению документов учебного назначения.

Исходя из сказанного, становится очевидным важность правильной организации и проведения начального этапа формирования умений научно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса.

Литература

  1. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 173-175.