Развитие движений в раннем возрасте – залог двигательной активности старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Много споров идет о том, в каком возрасте необходимо отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Чему может научить малыша детский сад? С какого возраста надо учить ребенка тем или иным движениям? И надо ли его этому учить.

Малыш учится жизни по примеру. Но не всегда современные родители компетентны в решении вопросов по физическому воспитанию.

Ребенка можно очень многому научить, но делать все надо вместе с ним, тогда будет положительный результат.

Современные семьи в большинстве своем имеют машины. В результате чего дети всех возрастов уже даже благодаря этому мало двигаются.

В дошкольное учреждение д/с №1747 дети приходят в возрасте двух лет. С кем-то родители уже начали активно заниматься, кто-то активен в силу своего характера, а кто-то двигаться не любит.

Непосредственно образовательная деятельность начинается с первых же дней посещения малышом дошкольного учреждения. В группах созданы условия для освоения детьми разных движений: развитие вестибулярного аппарата – наличие разных животных-качалок; для разного вида лазания тоннель – Гусеница; для ползания и развития мелкой моторики – сухой бассейн; для ходьбы по ступенькам и скатывания – горка. Для того, чтобы дети могли активно двигаться, столы из группы убирают в спальню и освобождают место для езды на двигателях и малых велосипедах. Так же над освобождаемыми пространствами подвешиваются мячи и карусели для подпрыгиваний. Не малую роль в организации движений в группе отводится мячам разных форм и размеров.

Сначала реагируют самые активные малыши и постепенно подключаются все остальные. Через неделю дети идут знакомиться с физкультурным залом.

Одно только путешествие вызывает интерес у большинства ребят, чем меньше ребенок находится непосредственно в групповом помещении, чем больше передвигается по детскому саду, тем быстрее он адаптируется к дошкольному учреждению.

В физкультурном зале созданы условия для занятий с малышами, специально подобрано оборудование, соответствующее росту и возрасту воспитанников. Первые занятия проводятся в игровой форме, а на занятии присутствуют не более пяти человек. Оборудование и инвентарь в зале только тот, который пригодится на данном занятии, чтобы ничего не отвлекало малыша. За основу в проведении занятий с малышами взято практическое пособие М.Ф. Литвиновой «Занятия физкультурой с детьми раннего возраста: третий год жизни». Эта технология позволяет разнообразить двигательный опыт младших дошкольников, сделать занятия более насыщенными и интересными.

В дошкольном учреждении есть бассейн. Во многих детских садах с детьми в первой младшей группы занятия в бассейне начинаются со второго полугодия, но чем раньше начать занятия по приобщению к водной среде, тем быстрее и легче происходит и общая адаптация. Так занятия с малышами начинаются уже в октябре месяце. Нельзя сказать, что посещение бассейна с первых занятий составляет 100%, но активное посещение таких занятий одними, является примеров и для всех остальных. Целесообразно проводить занятия в таких условиях, чтобы ребенку было комфортно. А именно в неглубокой воде, так, чтобы малыш мог и сидеть, и ползать, и производить активные двигательные действия с плавающими и тонущими игрушками. Разнообразие игрушек и игрового материала, частая смена игр и игровых упражнений помогают сделать занятия интересными и непохожими одно на другое, что доставляет удовольствие любому ребенку, а особенно малышам.

Немаловажную роль в обучении детей движениям играет тесно взаимодействие воспитателей групп с воспитателем и инструктором по физической культуре.

В начале проводилось анкетирование воспитателей групп раннего возраста по проблемам физического развития детей 2 – 3 лет. На основании этого анкетирования были подготовлены консультации для воспитателей о создании условий для активного движения младших дошкольников;

мастер классы для воспитателей по обучению малышей движениям и индивидуальному подходу к каждому ребенку;

при проведении круглых столов обсуждались психологические и физиологические особенности детей раннего возраста и влияние физических упражнений на развитие психических и сенсорных способностей;

результатом взаимодействия стали интегрированные занятия по физической культуре и сенсорному воспитанию; по освоению с водой и развитию речи.

Не малую работу по освоению движений проводят воспитатели самостоятельно в группах: проведение утренней игровой гимнастики с использованием музыкального сопровождения; индивидуальная работа в группе по лазанию, игре с мячом, прыжкам и координации движений; после сна малыши, так же как и старшие, принимают воздушные ванны и осваивают массажные дорожки. Уже в первой младшей группе в зимний период мы знакомим детей с лыжами. И активную работу в этом проводят воспитатели. На каждой прогулке они постепенно ставят на лыжи всех своих малышей и делают с ними первые шаги.

Большую роль в раннем дошкольном возрасте играет связь и взаимодействие с родителями:

В начале года проводится анкетирование родителей по вопросам физического развития детей 2 – 3 лет, их возможностях и потребностях; об организации двигательной активности детей в домашних условиях.

На основе ответов родителей проводятся консультации по интересующим их вопросам; создаются материалы для папок-передвижек: «Что может Ваш ребенок», «Играем в мяч», «Лыжи и коньки, когда начинать», «Осваиваем водное пространство». Проводятся индивидуальные беседы с родителями по вопросам физического развития их детей и его влияния на психическое.

С 2010 года ввели новую форму взаимодействия с родителями: занятия «Вместе с мамой, вместе с папой физкультурой занимаюсь».

Занятия проводятся два раз в месяц во второй половине дня, так чтобы было удобно родителям. Каждый ребенок занимается с одним из родителей. К сожалению не все родители откликнулись на эту форму взаимодействия, хотя 80% родителей занятия посещают систематически. На этих занятиях занимаются не только развитием двигательных навыков, но и развитием сенсорики.

Результатом такого взаимодействия стало то, что дети ждут таких занятий, активно на них двигаются, многие упражнения родители с детьми повторяют и закрепляют дома. Во многих семьях появились спортивные уголки.

Как все это влияет на двигательную активность старших дошкольников? Большая часть наших детей старается совершать пешие прогулки до детского сада; у большей части дошкольников есть ролики, коньки, самокаты, лыжи, велосипеды. При этом инициатором таких покупок или подарков являются сами дети. Каждый выпускник дошкольного учреждения готов принять участие в любых спортивных мероприятиях. Да пусть это не будет призовым местом, но упражнения всегда будет выполнено качественно и верно. А в таких мероприятиях как «Детская лыжня» и «Умею плавать» команда детского сада, является одной из многочисленных. Надо сказать, что опыт занятий «Вместе с мамой…» на данный момент распространен и на старшие группы и переросло в «Семейные клубы «Здоровый малыш» практически в каждой группе детского сада.

Воспитанники и выпускники детского сада 1747 являются активными участниками таких мероприятий как «Гольяновская осень» и «Гольяновская лыжня». На эти спортивные праздники приходят всей семьей, а родители являются не только зрителями, но и непосредственными участниками. И первые свои спортивные старты дети осуществляют уже в 2 - 3 года, став участниками семейных забегов в таких соревнованиях.

90% выпускников продолжают занятия в тех или иных спортивных секциях.

И в заключении хотелось бы процитировать А.В. Луначарского «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».