Квадратный сантиметр. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: комбинированный.

Дидактические цели:

  • Формирование новых знаний  о единице площади – квадратном сантиметре и ценностного отношения к этим знаниям.
  • Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний о площади фигур и действий по сравнению площадей фигур на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределенности.
  • Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний о площади фигур, табличных случаях умножения и соответствующих случаях деления, порядка выполнения действий в выражениях, решения составных задач и задач на увеличения числа в несколько раз.

ХОД УРОКА

I. Адаптационный этап

Задачи:

  • адаптировать учащихся к деятельности на уроке;
  • выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Учитель: Сегодня мы отправимся на рыбалку, но не простую, а математическую.
– Зачем ходят на рыбалку? (Ловить рыбу, отдохнуть, получать удовольствие).
– Вот и мы будем ловить «математическую» рыбу и получать удовольствие.

Учитель: Отгадайте ребус («Квадратный сантиметр»). Это тема нашего урока. Определите цель урока.

Учитель: К рыбалке нужно подготовиться и запастись некоторыми предметами.

Устный счет

Цель:

  • повторить табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления;
  • повторить порядок выполнения действий в выражениях.

На доске:

3 – 2 : 1 = [ ]

  1. (83 – 48) : 5 = 7
  2. 18 : 9 + (100 – 39) = 63
  3. 7 х 5 + 7 х 7 = 84

84 – 63 : 7 = 75

Учитель:  На карточках записана формула. Её нужно расшифровать, выполнив вычисления. Результаты примеров являются данными, которые нужно подставить в формулу и решить пример, который получится. Расшифровав формулу, мы получим то, что нам пригодиться на рыбалке.  (1-й и 2-й примеры ученики решают  у доски, 3 – коллективно)

– Что получилось?  (Наживка)
– Что это такое? (Червяки, мотыль, хлеб)

(Учитель к доске прикрепляет иллюстрацию) 

Цель:

  • закрепить представление о площади;
  • закрепить умение сравнивать площади разных фигур разными способами

1 слайд

– Сравните площади фигур

– Как узнали?  (На глаз)

2 слайд

– Сравните площади фигур.

(Трудно определить, площадь какой фигуры больше. Нужно наложить одну фигуру на другую. Площадь восьмиугольника больше, т.к. квадрат полностью поместился в нем, площадь квадрата меньше.)

3 слайд

– Сравните площади фигур.

(Площадь 1 фигуры больше площади второй фигуры, т.к. 1 фигура состоит из 8 квадратов, а 2 – из 7 квадратов).

– Каким способом сравнили? (Посчитали квадраты)

4 слайд

– Сделайте вывод: как узнать, площадь какой фигуры больше, а какой  меньше?

  • На глаз
  • Наложением
  • Подсчитать квадраты с одинаковой площадью

Учитель: Мы удачно выполнили задание и то, что получаем для рыбалки, отгадайте:

С утра сижу я на реке,
Подъёмный кран держу в руке. (Удочка)

(Прикрепляется иллюстрация)

II. Основной этап

Задачи:

  • формирование знаний, отношений, действий, опыта.
  • разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос.

1. Работа в группах

 Цель: познакомить с единицей площади см2

Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы по рядам. Каждой группе я даю по 2 фигуры.

Задание: В своих группах вы должны выяснить, какова площадь этих фигур. (2 одинаковых прямоугольника, но разного цвета, разделены на квадраты со стороной 1 см и меньше).

Учитель: Проверяем:
– Каковы площади фигур?  (48 и 12)
– Площадь какой фигуры больше? (Одинаковые)
– А почему результаты разные? (Разные результаты измерения)
– На каком прямоугольнике было легче подсчитать квадраты?
– Чему равна длина стороны такого квадрата?

Учитель: Итак, мы измеряли площади прямоугольников одинаковыми квадратами. Каждый такой квадрат со стороной 1 см – это квадратный сантиметр – единица измерения площади. И сколько таких квадратных сантиметров содержится в фигуре, такова и площадь фигуры.
Поэтому, как правильно сказать, чему равна площади красного прямоугольника.

2. Работа по учебнику

Учитель: Откройте учебник на с.52. Прочитайте сведения за красной линией (правило).
– Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см – единица площади)
– Начертите в тетради квадрат со стороной 1 см, как в учебнике. Чему равна его площадь? (1 кв.см) Подпишите.

III. Творческий этап

Задачи:

  • первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения
  • повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

1. Устно. Прочитайте задание.

– Сосчитайте. Сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре? Сравните площади. (Площадь 1 фигуры – 8 кв.см, площадь 2 фигуры – 7 кв.см, значит площадь 1 фигуры > площади 2 фигуры)

Учитель: За верно выполненное задание мы получаем... Отгадайте загадку:

За водой идёт – песни звонкие поёт,
А назад идет – слезы льёт. (Ведро)

Физкультминутка

Рыбки

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.

Учитель: Все готово для рыбалки: и наживка, и удочка, и ведро. Осталось выбрать только место для ловли.

2.  Интерактивная доска

Цель: закрепить умение решать составные задачи, на уменьшение в несколько раз.

Задача: От автобусной остановки до луга рыбаки шли 42 м, а по лугу до озера в 6 раз меньше. Какое расстояние прошли рыбаки от автобусной остановки до озера?

Учитель: О чем говорится в задаче?
– Что известно?
– Что нужно узнать?
– Для решения задачи выполним чертеж.

3. Самостоятельная работа в парах и группах

Учитель: Место для рыбалки выбрано . Можно ловить рыбу

– С последних парт каждого ряда я пускаю листы, на которых записаны примеры. Каждая парта совместно решает свои примеры и передает лист вперед. Выполнив свое задание, нужно прикрепить рыбку на ведро. Ребятам, сидящим за 1 партой, нужно будет расшифровать слово.

24 : 8 =
6 х 9 =
C
Т
15 : 3 =
7 х 2 =
А
Р
45 : 9 =
10 х 2 =
А
Н
18 : 3 =
4 х 3 =
И
Е

 

С Е А Т И Р Н
3 12 5 54 6 14 20

 

24 : 8 =
6 х 3 =
Т
Е
15 : 3 =
7 х 2 =
Р
П
9 х 2 =
10 х 2 =
Е
Н
12 х 4 =
3 х 6 =
И
Е

 

П Е Т И Р Н
14 18 3 48 5 20

 

24 : 8 =
6 х 3 =
Т
И
15 : 3 =
9 х 2 =
Ш
И
6 х 9 =
42 : 7 =
Н
А
4 х 9 =
21 : 3 =

 

Ш А Т И Н
5 6 3 18 54

Учитель:  Проверяем. Что потребовалось вам, чтобы выполнить задание? (Старание, терпение, тишина). Все это нужно соблюдать и на рыбалке, чтобы получить вот такой улов!

(На доске ведро с рыбками).

– Что будем дальше делать с уловом? (Варить уху).

(Прикрепляется иллюстрация с костром)

Итог

Учитель: Пока рыба готовится…

– Какие новые знания вы сегодня усвоили?
– С какой единицей площади познакомились?
– Что такое квадратный сантиметр?

Оценки и рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу?
– Что получилось, что нет?
– Что для этого нужно?

– Я ставлю…

Домашнее задание: с.53 №6

– Прошу вас отразить свое отношение к уроку с помощью стикеров на экране.

Учитель: Вот наше блюдо и готово.  (Дети кушают бутерброды с рыбой).