Тема урока "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады"

Разделы: Литература


Цели.

Образовательные: формирование у учащихся нового понятия “национально-патриотический”, отработка навыков выразительного чтения.

Развивающие: формирование умения выделять существенные признаки и свойства баллады, составлять план стихотворения.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма.

Оборудование:

- ксерокопии репродукций картин, посвященных русско-французской войне 1812 года и непосредственно Бородинскому сражению;

- портрет М. Ю. Лермонтова;

- рисунки ребят, оказывающие помощь в толковании непонятных слов, большинство из которых в стихотворении “Бородино” - военные термины первой четверти 19 века;

- карта.

Эпиграф к уроку:

… Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя литературы.

- Бородинское сражение – событие, значимость и величие которого не вызывает сомнения даже у самых суровых ревизоров отечественной истории. Стихотворение “Бородино”, написанное М.Ю. Лермонтовым в 1837 году к 25-летию битвы русских воинов с захватнической армией Наполеона, и по сей день остается лучшим поэтическим памятником героизму российского народа.

В.Г. Белинский в сое время услышал в стихах Лермонтова жалобу на “настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел”.

Вызывать у вас “зависть” и уважение к “великому прошедшему”, пробудить в вас чувство патриотизма в настоящем, помочь вам, современным школьникам, увидеть и понять события и героев, изображенных поэтом, - вот важнейшие задачи, которые должны быть решены сегодня на уроке литературы в процессе знакомства с лермонтовским стихотворением “Бородино”.

Чтение литературных текстов, повествующих о событиях далекой эпохи. Требует исторического комментария. Для понимания событий и людей, изображенных Лермонтовым, очень важно прокомментировать именно те факты, которые отражены в художественном тексте. И в этом мне поможет учитель истории.

III. Исторический комментарий событий 1812 года учителя истории (обращение к карте).

- 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в Россию; после двухмесячного отступления русских войск главнокомандующий Кутузов принимает решение дать генеральное сражение; местом битвы выбрано поле около деревни Бородино, расположенной в ста пятидесяти километров от Москвы; 24 августа – первое столкновение с неприятелем, затем – день затишья; русские строят укрепления – редуты, идет подготовка к тяжелому бою; 26 августа состоялась Бородинская битва: Наполеон не одержал победу, но большие потери понесла и русская армия. Кутузов во время военного совета в Филях принимает решение сдать Москву, объясняя его так: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”.

IV. Обращение к выставке репродукций картин, посвященных войне 1812 года (слово учителя литературы с комментарием).

- Оживить рассказ учителя истории, заглянуть в прошлое помогут нам репродукции картин о войне 1812 года.

1. С.В. Герасимов “Кутузов приветствует войска на Бородинском поле”.

2. В.В. Верещагин “Наполеон на Бородинских высотах”.

3. П. Гесс “Сражение на Бородинском поле” (в центре раненый Багратион).

4. Ф.А. Рубо “Панорама Бородинская битва” (с каждым часом битвы все больше потерь несла пехота и всё важнее становилась роль артиллерии, на которую опиралась оборона, на русские батареи все чаще нападали французы).

5. Ф.А. Рубо “Бородино” (вдали горит село Бородино, густым пороховым дымом объята батарея Раевского, русские кирасиры атакуют противника).

6. В.В. Верещагин “Атака”, “Переправа через Березину” (русские войска пошли в наступление, трагическое отступление из России армии Наполеона).

V. Слово учителя литературы.

- Рассказ о детстве М.Ю. Лермонтова, чтение воспоминаний участника Бородинской битвы – брата Е.А. Арсеньевой (дяди Лермонтова) помогут нам понять, почему волновал поэта 1812 год и почему спустя четверть века после этой даты он написал стихотворение о давно минувшем так, будто сам был очевидцем великого сражения.

VI. Выступления учеников.

1. Рассказ ученика о детстве Лермонтова.

2. Выступление ученика: “Из воспоминаний Афанасия Алексеевича Столыпина, брата матери Лермонтова”.

“Хоть несколько лет прошло с того дня, но как ясно я помню, что происходило! Когда объявили нам, что завтра сражение, все призадумались. Солдаты и офицеры стали переодеваться в чистые рубахи. Все мы решили биться не на жизнь, а на смерть, отстаивая свою Родину, и, если понадобиться, умереть.

Старики-ветераны оживились и подбадривали молодых. Всем надоело отступать, все жадно ожидали генерального сражения. Два дня шла перестрелка. Ночью, облокотившись на одну из своих пушек, я стоял и не мог заснуть. Грустно мне было слышать, что невдалеке от нас ликовали французы. Особенно тоскливо стало, когда мы услышали, что Багратион ранен. После ранения Багратиона Дохтуров получил приказ принять на себя командование левым флангом. Обращаясь к войскам, он воскликнул: “За нами Москва! Умрем все, но ни шагу назад!”.

Мы встретили французов картечью, давая по сто выстрелов в минуту. Раненые и убитые падали на землю, через них перескакивали идущие в бой. На моих глазах упал мой командир. Он был контужен, но нам показалось, что он убит. Батарея осталась без командира…

Тогда я взял командование. Я заметил движение кирасир, выехал вперед, ближе к передовой линии, и мы стали ждать приближение неприятеля. Французы тем временем стреляли, не умолкая, и подо мной была убита горская лошадь… Я тотчас же пересел на другую лошадь, но со своей позиции не уходил. По счастью, к нам скоро подоспела помощь. Ударили в штыки. Неприятель был опрокинут, центральная батарея перешла в наши руки, французский генерал взят нами в плен… Да, дорого заплатили французы за овладение этой батареей!”.

VII. Чтение учителем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

VIII. Беседа по восприятию баллады.

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

- Почему до сих пор, спустя столько лет, нас волнуют события, описанные Лермонтовым?

- Что вам особенно запомнилось?

- Почему рассказ о Бородинской битве поэт доверяет старому солдату?

- Каким вы его себе представляете?

- Что чувствует ветеран, когда вспоминает бой под Бородином?

- Восприняли ли участники Бородинского сражения свою битву с французами как подвиг? Почему?

IX. Словарная работа.

- Попытаемся разъяснить непонятные и трудные слова, большинство из которых в стихотворении “Бородино” - военные термины первой четверти 19 века.

Значение этих терминов разъясняется в учебной хрестоматии. Но, прочитав, например, что кивер – это высокий головной убор военных, вы не сможете его представить, если до этого никогда не видели. Поэтому за несколько дней до урока группе ребят, которые хорошо рисуют, было предложено сделать яркие рисунки или подобрать из книг иллюстрации, расшифровывающие непонятные слова. Посмотрим, что у них получилось.

X. Беседа по вопросам.

- Какое стихотворное произведение называется балладой?

- Можно ли стихотворение “Бородино” отнести к жанру баллады? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы понимаете значение слова “национальный”?

- “Патриотический”?

- Как вы понимаете выражение “национально-патриотический”?

- Значит “Бородино” М.Ю. Лермонтова национально-патриотическая баллада?

XI. Работа с текстом, письменное составление плана баллады.

- Перечитайте стихотворение про себя, выделите основные эпизоды (части) в стихотворении и попытаемся письменно озаглавить эти части, то есть составить план стихотворения.

Одно из возможных делений стихотворения на части:

1. Молодой солдат просит рассказать ветерана о Бородинской битве (1-я строфа).

2. Долгое отступление русской армии (2-я строфа).

3. Выбор места сражения, ожидание боя (3-5-я строфа).

4. Ночь перед Бородинской битвой (6-я строфа).

5. Клятва верности (7-8-я строфа).

6. Описание бородинского сражения (9-11-я строфа).

7. После боя (12-я строфа).

8. Защитник Отечества – богатыри (13-я строфа).

- Итак, мы поделили произведение на части, составили план. Сейчас каждый из вас выберет небольшой эпизод и подготовит его выразительное чтение, передавая авторское отношение к героям и событиям (прослушивание 2-3-х отрывок с последующим рецензированием).

XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.

1. Отрывок выучить наизусть.

2. Выделить в этом отрывке художественно-выразительные средства языка.

3. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду (по желанию).