Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Программа по геометрии предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Курс геометрии 8 класса характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Компетентностный подход обеспечивает формирование следующих компетенций: коммуникативная компетенция, информационная компетенция, учебно-познавательная и рефлексивная компетенции.
Личностная ориентация образовательного процесса показывает приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причину и логику развития геометрических процессов открывает возможность для осмысления восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В своей работе я использую следующую учебную и методическую литературу:
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение. 2011.
- Тематическое планирование по математике 5–9 классы: кн. Для учителя / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. (Стандарты второго поколения).
- Геометрия. 7-9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. / авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. М.: ВАКО, 2008.
- Геометрия: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 22-е изд. – Москва: “Просвещение”, 2012 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 9 класс. М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2009.
- Ким Н. А. Справочник учителя математики. Волгоград: Учитель, 2011.
Предлагаю вашему вниманию разработки тематических контрольных работ по геометрии 8 класса (Приложения 1, 2, 3, 4, 5). Контрольные работы составлены мной в форме тестов, состоящих из двух частей. В заданиях части A необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. В некоторых из данных заданиях нужно выполнить несложные вычисления либо построения, прежде чем выбирать верный ответ. За каждое верно выполненное задание даётся 1 балл. Задания части B требуют полного развёрнутого решения и оцениваются при верном выполнении в 3 балла. Возможно, что 3 балла – это несколько завышенная оценка заданий части B, но она позволяет дифференцированно подходить к оцениванию решения задачи. Например, если ученик верно оформил решение, но допустил небольшие погрешности в решении, то он может получить 2 балла за задачу. А если ученик допустил вычислительную ошибку, но с её учётом верно применил алгоритм решения, то такое выполнение задания можно оценить в 1 балл.
В контрольную работу включены задания, подобные тем, что решались на уроках во время изучения тем, а также задания на применение базовых знаний в новых условиях.
Проведение контрольных работ в такой форме преследует 2 цели:
- Позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, так как у каждого ученика есть возможность выбора заданий по силам.
- Способствует развитию навыков работы с тестами в формате ЕГЭ.
Как показывает наработанная практика, данные тесты вполне по силам учащимся с различными математическими способностями, а сильным ученикам достаточно урока, чтобы выполнить все задания.