Тема урока "Кислород. Общая характеристика. Получение. Физические свойства". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока – формирование понятий о химическом элементе и простом веществе кислород, получении кислорода в промышленности и лаборатории, его физических свойствах.

Задачи урока:

  • предметные – провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами;
  • метапредметные – учить анализировать полученную информацию; развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний о кислороде; учить выделять причинно-следственные связи на примере свойств и соответствующим свойствам способов получения кислорода;
  • личностные – развивать познавательный интерес, воспитывать культуру труда.

Содержание учебного материала и этапы урока

Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Продолжи-
тельность, мин.
Организационный момент Психологический настрой на активную деятельность на уроке Мотивирует учащихся на деятельность Готовятся к уроку, настраиваются 1-1,5
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока Предлагает учащимся записать ассоциации со словом кислород и выделить соответствующие категории. Выполняют задание. Определяют категории, формулируют цель урока. 8-10
Стадия осмысления новой информации (Изучение нового материала с поэлементным закреплением) Работа с ЛСМ (Приложение 1) (слайд 3-4) Предлагает использовать ЛСМ для систематизации знаний по теме (Приложение 1)   20-22
Кислород как химический элемент (слайд 5-7)

Кислород как простое вещество (слайд 8-10)

Определяют узлы координаты 1 (совместно) Определяют узлы координаты 1 (совместно)

Определяют узлы координаты 2 самостоятельно.

 
Знакомство с физическими свойствами кислорода (Слайд 11) Предлагает учащимся познакомиться с текстом стихотворения о кислороде и выбрать строки, где упоминаются физические свойства кислорода. Работают индивидуально с текстом стихотворения, подчеркивают нужные строки. Делают вывод о физических свойствах кислорода. Определяют узлы координаты 5.  
Знакомство с историей открытия кислорода (слайд 12) Предлагает познакомиться с материалом учебника. Фронтальная беседа. Работа с текстом учебника.

Осмысливают материал, определяют узлы на координате 3.

 
Изучение основных способов получения кислорода в промышленности и лаборатории (слайд 13) Объясняет новый материал (способы получения кислорода; понятие катализатор), используя материалы презентации в формате беседы. Предлагают свои варианты приборов, аргументируют свой ответ, основываясь на физических свойствах кислорода.  
Изучение основных способов собирания кислорода (слайд 14-15 + ЭОР “Собирание газов” http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html) Предлагает поразмышлять над прибором, с помощью которого можно собрать кислород. Осмысливают материал.  
Видео “Получение кислорода” http://www.youtube.com/watch?v=dbAqFbV4o5k Знакомит со способами собирания кислорода, демонстрируя рисунки слайда и лабораторный прибор для получения кислорода и видео. Демонстрирует опыт “получение кислорода разложением перекиси водорода” Определяют узлы координаты4.  
Стадия рефлексии (закрепление) Составление рассказа о кислороде с использование ЛСМ (Приложение 2).

Выполнение проверочного теста  (Приложение 3)

Подводит учащихся к формулированию выводов по итогам урока в ходе беседы, используя методику “По кругу” Составляют рассказ. Отвечают на вопросы.

Выполняют тест Приложение 4

10
Домашнее задание слайд 16. Составить слайд презентации общего доступа в Google – синквейн к слову “Кислород”

Параграф 19-21 (учебник Рудзитиса, Фельдмана) + отметить узлы на координатах 6, 7, 8.

Сообщает домашнее задание, комментирует его выполнение Осмысливают и записывают в дневники д/з 1-1,5

Ход урока

1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний учащихся

Кислород – элемент, наиболее распространенный на Земле. Этот элемент буквально вездесущ: он содержится в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Значение его сложно переоценить, достаточно вспомнить, что кислород – основа жизни на Земле.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают о кислороде на данном этапе, просит их записать в тетрадь то, с чем ассоциируется у них понятие кислород и озвучить эти записи (по желанию). В ходе дальнейшей беседы один из учащихся кратко записывает на доске ответы товарищей, например:

  • Газ
  • O2
  • Валентность =II
  • Mr = 32
  • Бесцветный
  • Поддерживает горение
  • Необходим для дыхания и др.

Учитель предлагает определить, к какой категории можно отнести выписанные на доске характеристики. Появляется второй столбик записей:

Газ

O2

Валентность =II

Mr = 32

При взаимодействии с др.веществами образует оксиды

Поддерживает горение

Необходим для дыхания

Используют в медицине и др.

Физические свойства

Строение простого вещества

Химический элемент

Строение простого вещества

Химические свойства

Значение

Значение

Применение

Учитель предлагает подумать учащимся, какие еще сведения о кислороде они не учли (т.е. не отметили во втором столбике), что необходимо еще знать о этом веществе. Учащиеся или сами формулируют, или к выводу их подводит учитель. Называют еще категорию получение кислорода и история открытия.

Учитель формулирует главную цель урока – познакомиться с кислородом как химическим элементом и простым веществом, его физическими свойствами и получением.

II. Стадия осмысления новой информации (изучение нового материала)

  1. Преподаватель предлагает учащимся в ходе самостоятельной работы составить логико-смысловую модель (ЛСМ). Для этого, сначала, в ходе фронтальной беседы, используя записи, выполненные на доске ранее, учащиеся совместно определяют названия координат и их последовательность. Подписывают названия координатных осей на выданных заготовках ЛСМ. В ходе дальнейшей работы учащиеся должны самостоятельно определить и обозначить узлы на каждой оси (приложение 1).
  2. В ходе фронтальной беседы учащиеся сообщают известные сведения о кислороде как о химическом элементе и вместе с учителем отмечают узлы на координате 1.
  3. Строение молекулы простого вещества. Самостоятельное определение узлов на координате 2 на основе имеющихся у учащихся знаний. Взаимопроверка.
  4. История открытия. Работа с текстом учебника. Определение узлов на координате 3.
  5. Физические свойства. Работа с текстом стихотворения (учащимся предлагается выбрать строки, в которых говорится о физических свойствах кислорода). Дополнение учителя. Определение узлов на координате 5.

Когда-то в древней Англии 
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он описал.
Не видим и безвкусен,
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется.
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества.

Получение кислорода. Сообщение преподавателя с демонстрацией слайда презентации и прибора для получения кислорода, а также демонстрация опыта “Получение кислорода разложение пероксида водорода”, просмотр видеофрагмента “Получение кислорода разложением перманганата калия”. Собирание кислорода. Работа с модулем ЭОР “Собирание газов”. Определение узлов на координате 4.

Слайд 13. Какие вещества можно использовать для получения кислорода в больших количествах, т.е. в промышленности? (разделением воздуха на составные части под давлением и разложением воды под действием электрического тока 2Н2О = 2Н2 + О2)

Для получения кислорода в лабораторных условиях (в небольших количествах) используют другие реакции:

разложение пероксида водорода: 2О2 = 2Н2О + О2 (демонстрационный опыт)

разложение перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2+ O2^

разложение хлората калия (бертолетовой соли): 2KClO3 = 2KCl + 3O2^

Разложение пероксида водорода и бертолетовой соли лучше протекают в присутствии особых веществ(например, оксида марганца (IV)), которые ускоряют реакции. Такие вещества называют катализатором, а сами реакции – каталитическими. Так, реакция разложения бертолетовой соли происходит при 4000С, а при добавлении оксида марганца (IV) бурное разложение начинается при 2000С. (учащиеся записывают определение)

Слайд 14-15 (+использование ЭОР http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html) . Какие физические свойства кислорода необходимо учитывать для сборки прибора, с помощью которого можно получить и собрать кислород? Выберите из предложенного перечня оборудования необходимый прибор. (кислород – газ тяжелее воздуха, поэтому кислород будет собираться на дне сосуда (метод вытеснения воздуха – рис.В); кислород ограниченно растворяется в воде, поэтому его можно собирать методом вытеснения воды – рис. Б)

Координаты 6, 7, 8 учитель предлагает заполнить дома (и (или) на следующем уроке))

III. Стадия рефлексии (закрепления материала):

Учитель предлагает учащимся составить рассказ по теме урока с использованием ЛСМ (Приложение 2). Используя методику “Мысли по кругу” учащиеся по очереди высказываются о новых полученных знаниях на уроке.

Самостоятельная работа с тестом по вариантам Приложение 3.

IV. Домашнее задание (слайд 16)

Составить слайд презентации общего доступа в Google – синквейн к слову “Кислород”; параграфы 18-20 (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.) + дописать узлы на координатах 6-8.

Литература и другие информационные источники:

  1. И.М. Титова. Уроки химии. VIII класс. Система личностного развития учащихся. СПб: “КАРО”, 2002.-256.
  2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. М: “Просвещение”, 2010.-198.
  3. Видео “Получение кислорода” http://www.youtube.com/watch?v=dbAqFbV4o5k
  4. Модуль ЭОР “Собирание газов” http://fcior.edu.ru/card/3078/sposoby-polucheniya-i-sobiraniya-gazov.html