Работа с текстом. Отбор нужной информации с помощью схем

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (635 кБ)


Много лет работаю как библиотечный специалист с информационной грамотностью школьников. Это одно из главных направлений в моей работе. Постепенно пришла к выводу, что отдельный курс по основам информационной грамотности не даёт результата, если он не входит в учебный план школы и не помещён в расписание в качестве обязательного предмета. Но такое бывает нечасто. Другой выход из положения - совместно с учителями проводить интегрированные уроки, где цели информационной программы решаются на предметном содержании. Для этого нужна кропотливая работа с учителями разных предметов по совместному планированию.

Что поменялось в информационной грамотности учеников? Ответ - неутешительный. Традиционное образование, по-прежнему, во главу угла ставит ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ ученика, их количество. Вопрос КАК УЧИТЬСЯ? отодвигается на второй план и уступает вопросу ЧТО ЗНАТЬ? Не только место России ниже среднего в международных тестах PISA, но и любой школьный мониторинг по умениям школьников работать с текстами будет подтверждением этому печальному выводу.

В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое "чтение для обучения". Классическими примерами использования таких текстов являются школьные учебники, и только. Сейчас в ходу и электронные тексты, но знания школьников как применять те и другие источники, понимать, размышлять и достигать с их помощью своих учебных задач на невысоком уровне.

Для того чтобы осмыслить любой учебный текст, ученик должен уметь использовать различные навыки и стратегии, позволяющие контролировать и удерживать понимание. То есть некий учебный инструментарий, который поможет учиться. Читательские умения и стратегии меняются в зависимости от целей чтения и типа текста. Этому надо учить, и учить на всех предметах.

Предложенная тема урока по лицейским посланиям А.С. Пушкина подходит к решению такой задачи как отбор нужной информации с помощью схем, т. е. графического способа отбора информации. Стратегия отбора через схемы - это умение логического построения своего собственного текста, который может быть необходим при устном выступлении, письменном докладе, аннотации, резюме и прочих форм презентации любой учебной темы. Вместо формулы "Прочти и выучи", ученику предлагается поиск и отбор нужной информации. Именно таким путём отрабатывается способность учеников создавать вторичные тексты.

Задача соответствует среднему школьному возрасту и интегрирована в курс литературного образования учащихся 7 класса.

Важнейшими составляющими информационной грамотности являются

  • разнообразные ЦЕЛИ текста,
  • разнообразные МАТЕРИАЛЫ для чтения,
  • разные СПОСОБЫ работы с текстом.

Предложенный урок содержит все три направления работы с текстами.

И ещё - о МОТИВАЦИИ. Большая доля самостоятельного поиска на таких уроках приводит к повышению читательской активности ученика. Появляется интерес и реакция на прочитанное, ученик лучше замечает своё недопонимание и старается его преодолеть.

В таблице №1 отмечены главные идеи литературного образования в 7 классе, тема и тип урока, планируемые результаты.

Таблица №1. Урок-практикум
Ведущие аспекты литературы 7 класса Тема урока Жанры Результаты урока
Разнообразие жанров А.С. Пушкин. Жанровое разнообразие лирики. Послание, элегия, эпиграмма Регулятивные:
  • определение цели урока
  • определение этапов работы
  • реализация планов

Коммуникативные:

  • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников
  • оценивать свои и чужие высказывания

Познавательные:

  • разнообразие жанров в творчестве А.С.Пушкина
  • эмоциональная яркость и совершенство формы лирики поэта

Информационные:

  • работа со схемами как способом свёртывания информации
  • отбор нужной информации из разных источников
  • составление тематических планов

Рефлексивные:

  • оценка собственных действий, самоконтроль и взаимоконтроль

В таблице №2 предложены технология развития критического мышления и методические приёмы урока.

Стадии технологии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приёмы
Вызов

5 минут

Озвучивается тема.

Ставится задача.

Предлагается библиография.

Отвечают на вопрос "что я знаю?" по теме урока.

Ключевые слова пишут на доске

"Что я знаю?"
Осмысление

30 минут

Предлагается схема №1. Сформулировать тему по данной схеме. Обсуждение. Предлагаются варианты тем. Приём лучшего аргумента
Предлагается раскрыть тему №2. Даны в схеме главная тема и два её раздела. Работа с источниками. Отбор нужного материала по теме. Формулировка названий недостающих разделов. "Пометки на полях"

Обсуждение.

Предлагается раскрыть тему №3. Даны в схеме главная тема и один её раздела. Работа с источниками. Отбор нужного материала по теме. Формулировка названий недостающих разделов. Самостоятельная работа.
Сверяем свои результаты со схемой на слайдах. Сравнение своих материалов и схем учителя. Обсуждение, взаимоконтроль
Строим последовательность разделов схемы. Выстраивание плана темы
Рефлексия

5 минут

Предлагается табличка (см. ниже) Работа с табличкой Приём самоанализа

Таблица по рефлексии. Самоанализ.

Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить
Жанры лирики Пушкина    
Отбор материала по теме из разных источников    
Составление схемы по данной теме    

Таким образом, в таблице самоанализа мы проверим и предметные знания, и информационные.