Много лет работаю как библиотечный специалист с информационной грамотностью школьников. Это одно из главных направлений в моей работе. Постепенно пришла к выводу, что отдельный курс по основам информационной грамотности не даёт результата, если он не входит в учебный план школы и не помещён в расписание в качестве обязательного предмета. Но такое бывает нечасто. Другой выход из положения - совместно с учителями проводить интегрированные уроки, где цели информационной программы решаются на предметном содержании. Для этого нужна кропотливая работа с учителями разных предметов по совместному планированию.
Что поменялось в информационной грамотности учеников? Ответ - неутешительный. Традиционное образование, по-прежнему, во главу угла ставит ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ ученика, их количество. Вопрос КАК УЧИТЬСЯ? отодвигается на второй план и уступает вопросу ЧТО ЗНАТЬ? Не только место России ниже среднего в международных тестах PISA, но и любой школьный мониторинг по умениям школьников работать с текстами будет подтверждением этому печальному выводу.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое "чтение для обучения". Классическими примерами использования таких текстов являются школьные учебники, и только. Сейчас в ходу и электронные тексты, но знания школьников как применять те и другие источники, понимать, размышлять и достигать с их помощью своих учебных задач на невысоком уровне.
Для того чтобы осмыслить любой учебный текст, ученик должен уметь использовать различные навыки и стратегии, позволяющие контролировать и удерживать понимание. То есть некий учебный инструментарий, который поможет учиться. Читательские умения и стратегии меняются в зависимости от целей чтения и типа текста. Этому надо учить, и учить на всех предметах.
Предложенная тема урока по лицейским посланиям А.С. Пушкина подходит к решению такой задачи как отбор нужной информации с помощью схем, т. е. графического способа отбора информации. Стратегия отбора через схемы - это умение логического построения своего собственного текста, который может быть необходим при устном выступлении, письменном докладе, аннотации, резюме и прочих форм презентации любой учебной темы. Вместо формулы "Прочти и выучи", ученику предлагается поиск и отбор нужной информации. Именно таким путём отрабатывается способность учеников создавать вторичные тексты.
Задача соответствует среднему школьному возрасту и интегрирована в курс литературного образования учащихся 7 класса.
Важнейшими составляющими информационной грамотности являются
- разнообразные ЦЕЛИ текста,
- разнообразные МАТЕРИАЛЫ для чтения,
- разные СПОСОБЫ работы с текстом.
Предложенный урок содержит все три направления работы с текстами.
И ещё - о МОТИВАЦИИ. Большая доля самостоятельного поиска на таких уроках приводит к повышению читательской активности ученика. Появляется интерес и реакция на прочитанное, ученик лучше замечает своё недопонимание и старается его преодолеть.
В таблице №1 отмечены главные идеи литературного образования в 7 классе, тема и тип урока, планируемые результаты.
Таблица №1. Урок-практикум | |||
Ведущие аспекты литературы 7 класса | Тема урока | Жанры | Результаты урока |
Разнообразие жанров | А.С. Пушкин. Жанровое разнообразие лирики. | Послание, элегия, эпиграмма | Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Информационные:
Рефлексивные:
|
В таблице №2 предложены технология развития критического мышления и методические приёмы урока.
Стадии технологии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные методы и приёмы |
Вызов 5 минут |
Озвучивается тема. Ставится задача. Предлагается библиография. |
Отвечают на вопрос "что я знаю?" по
теме урока. Ключевые слова пишут на доске |
"Что я знаю?" |
Осмысление 30 минут |
Предлагается схема №1. Сформулировать тему по данной схеме. | Обсуждение. Предлагаются варианты тем. | Приём лучшего аргумента |
Предлагается раскрыть тему №2. Даны в схеме главная тема и два её раздела. | Работа с источниками. Отбор нужного материала по теме. Формулировка названий недостающих разделов. | "Пометки на полях" Обсуждение. |
|
Предлагается раскрыть тему №3. Даны в схеме главная тема и один её раздела. | Работа с источниками. Отбор нужного материала по теме. Формулировка названий недостающих разделов. | Самостоятельная работа. | |
Сверяем свои результаты со схемой на слайдах. | Сравнение своих материалов и схем учителя. | Обсуждение, взаимоконтроль | |
Строим последовательность разделов схемы. | Выстраивание плана темы | ||
Рефлексия 5 минут |
Предлагается табличка (см. ниже) | Работа с табличкой | Приём самоанализа |
Таблица по рефлексии. Самоанализ.
Содержание урока | Знаю уверенно | Надо повторить |
Жанры лирики Пушкина | ||
Отбор материала по теме из разных источников | ||
Составление схемы по данной теме |
Таким образом, в таблице самоанализа мы проверим и предметные знания, и информационные.