Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Каменный уголь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, бугристый, как дерево, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей);
  • закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами (вата, перо, кора, камень), называть его свойства и особенности, используя модели;
  • испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Материалы к занятию: посылка с каменным углём, кассета с записью письма Хозяйки медной горы, загадка про уголь в конверте в посылке, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы по количеству детей, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, мольберты, магниты, камень, визитки по количеству детей и воспитателю, шапочки в лабораторию по количеству детей,  модели (твердый, черный, тяжелый, прочнее, чем уголь, пачкает, не растворяется в воде), карта «Полезные ископаемые», картинки с изображением шахтеров и шахты, плакат зоны, книга-энциклопедия «Динозавры».

Предварительная работа: беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (Высказывания детей).
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, показывает детям,  в посылке достаёт кассету, включает запись)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которая находится в конверте. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь. А хотите послушать сказку о каменном угле?
« В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался к больному, но кого-то надо было оставить сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда доктор попросил это сделать уголёк-замарашку, который жил у него возле печки. Когда он ушёл, в дом ворвался злой разбойник, чтобы похитить все вещи доктора. А уголёк громко зарычал на разбойника».
– Может ли так быть на самом деле? А в сказке такое может быть? Ведь в сказке, как вы знаете, возможно, всё. Каким образом ещё уголёк может прогнать грабителя и спасти вещи доктора? (Высказывания детей: можно обжечь руку, прыгнуть на грабителя, одежда затлеет, может так звали кошку).

Воспитатель: Мы говорим об угле. А что же это такое? Уголь – полезное ископаемое неживой природы. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, задолго до того, как появились первые динозавры. (Показать книгу про динозавров с растительностью той эпохи). На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья старели, умирали нередко оказывались в болоте. Со временем их  накапливались все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь. Сейчас я покажу вам свойства торфа.

Торф: Если его сжать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается, если опустить в воду он плавает, значит, он легкий, если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.

Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь. Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины. Если посмотреть на плакат, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.

Воспитатель:  Хозяйка же  Медной горы прислала нам  уже готовую породу – уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория»). В лаборатории все имеют визитки, для вас тоже они заготовлены. Пройдите к столам, найдите визитку со своим именем, прикрепите её к одежде и займите своё рабочее место (можно привлечь к участию помощницу, гостей). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (Себе визитку прикрепляю). Одеваем шапочки.

– А сейчас, чтобы нам дружно работалось, поиграем. Вставайте все в круг:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем и побежим кругом.
А теперь все отправляемся за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелочках каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы.

Воспитатель:  Какого цвета уголь? (Он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель. (Черный)

Воспитатель:  Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

– Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить). (Твердый)

Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения детей).
– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).

Дети: Камень прочнее, чем уголь (выставить модель). (Камень без изменений)

Дети:  Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Я для сравнения ударю молотком по камню, что с ним произошло. (Ничего)

Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).

– Какой вывод можно сделать? (Хрупкий, легко ломается, много мелких кусочков)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. (Пачкает руки)

Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)

Дети: Он бугристый, как дерево. (Модель)

Воспитатель: Итак, каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель:  Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).

– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжёлый (выставить модель).

Воспитатель:  Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети: Не растворяется. (Поместить модель).

Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам поможет модель)

Дети: Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель:  Какое настроение у вас от проделанной работы?

– Что вас больше всего порадовало во время работы?
– Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Воспитатель:  Как по-вашему, люди используют уголь?

Дети: Уголь используют в качестве топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах. (Дети наводят порядок на столах).

Воспитатель: Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Для этого используют отбойные молотки. Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. Вот на плакате показано, а можно отвальным способом, как у нас на Ирша-Бородинском разрезе. Для этого снимают большой слой земли, потом пускают вот такой шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит вот в такие огромные машины.

Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?

Дети: Для того чтобы его сжигать  в печах и в домах было тепло.

Воспитатель:  Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, так и в промышленности. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта. А еще из каменного угля производят краски, пластмассу,  линолеум  и в резиновой промышленности. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Воспитатель: Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь, давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины отправим в подарок для Хозяйки Медной горы.

(Дети  рисуют  углём, включить запись музыки о шахтерах).

Литература:

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка». Изд: Пионер, М – 1998.
  2. Л. И. Грехова, «В союзе с природой». Изд: Детство-Пресс, 2001.