Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

Разделы: Математика


Основная цель: создание условий для формирования умений учащихся циркулем и линейкой без деления выполнять задачи на построение.

Задачи, для реализации поставленной цели:

  • Формирование умений  учащихся:
  • циркулем и линейкой без деления выполнять задачи на построение, а именно: находить середину отрезка; строить перпендикулярные прямые; проводить биссектрису угла; строить угол, равный данному;
  • в применении  изученных ранее признаков  равенства треугольников, для обоснования правильности построения.
  • Развитие способностей  у учащихся самостоятельно работать с учебником.
  • Формирование  умений  учащихся в работе между группами, в парах.
  • Воспитание  аккуратности  при построении чертежей.

Технологии:

  • Групповые технологии по М.Б. Первину: каждая группа имеет свое задание в общей цели, то есть проводиться дифференцированная групповая работа; учащиеся работают в статистических парах;  по подходу к ребенку: сотрудничество.
  • ИКТ технологии.
  • Технологии укрупнения дидактических единиц.

ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

  • включение учащихся в учебную деятельность;
  • организация  деятельности учащихся по установке тематических рамок: работа
  • с циркулем и линейкой без деления при выполнении задач на построение;
  • создание  условий  для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на первом этапе:

– Здравствуйте. Скажите, что мы изучали на прошлом уроке? (Мы познакомились с окружностью, с ее элементами и познакомились с тем, что можно при помощи циркуля и линейки выполнять задачи на построение.)
– Сегодня мы с вами рассмотрим, как при помощи циркуля и линейки без деления решать задачи на построение.  Запишем тему урока.
– Дома вы по группам работали над  различными  задачами  на построение.  Предлагаю каждому члены группы выполнить свою задачу на построение в тетрадь.  Я проверяю построение у руководителей групп, а они организуют проверку у себя в группе. Тем учащимся, у которых возникают затруднения в построении, руководитель группы или члены группы объясняют построение на месте.

Цель проведения такой деятельности: выявить тех, кто не разобрался при самостоятельном изучении дома как выполнять построение, и ему объяснить, помочь разобраться в решении задачи. Здесь идет работа в группе парами. (5–7 минут)

Организация учебного процесса на втором  этапе:

Все учащиеся садятся за свои места, для дальнейшей работы. Далее идет защита своей задачи на построение. Выбирается представитель из группы (сами ребята выдвигают его),  и он строит при помощи презентации (Приложение 1) на экране, то есть объясняет свою задачу  для остальных групп.  Рисунок 1–11.  Все учащиеся включены в работу  и выполняют построение, а учащиеся этой группы работают над проблемой: доказать, что построение сделано верно, используя признаки равенства треугольников. Правильность построения обосновывается учащимися (Приложение 1), Рисунок 1–11.  

Рефлексия деятельности на уроке

Цели:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  • организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке;
  • организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Карточки учащимся  для рефлексии:

Фамилия имя_______________________________

 Задача на построение Понимаю, как строить Умею строить Построение вызывает затруднение Не понимаю, как строить
Построение середины отрезка        
Построение перпендикулярных прямых случай 1: Точка лежит на прямой.        
Построение перпендикулярных прямых случай 2: Точка не лежит на прямой        
Построение биссектрисы угла        
Построение угла, равного данному        

Организация учебного процесса на третьем этапе:

– Что нового вы узнали на уроке? Что научились делать?
– Что помогло вам  выйти из затруднения?
– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: 155, 154, 149.

Приложение 2

Приложение 3