Тема урока "Алфавит". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Деятельность учителя Деятельность учеников Оформление доски
(оборудование для урока)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин

Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу

Здоровается и читает стихи.

Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.

Проверяют готовность к уроку.  
Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: подготовка к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5 мин

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока

- Чем мы пополним сегодня копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё ...

- Определите тему урока?

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

- Мы выучили все буквы, многие уже знают алфавит. Дома вы готовили проект своего алфавита. Давайте посмотрим, какие проекты вы приготовили.

- Сейчас вы будете работать в группе.

- Вспомним ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

- Скоро в школе состоится конкурс проектов. Нам надо от класса представить только 5 проектов. Ваша задача: выбрать один проект от вашей группы, представить его, объяснить, почему его выбрали.

- По какому критерию вы выбрали этот проект для конкурса?

- Спасибо.

- Ребята, зачем люди придумали алфавит?

Учитель на доске фиксирует ответы детей:

- Давайте проверим ваши предположения на уроке.

Дети отгадывают загадку.

 

- Алфавит.

Отвечают.

Отвечают.

 

 

Распределение ролей в группе (спикер, организатор, контролер, секретарь)

 

 

Вспоминают правила работы в группе.

Обучающиеся работают в группе, выбирают проект, готовят его защиту у доски.

Выступление спикеров.

Объясняют.

Обучающиеся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд Наши проекты

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Построение проекта выхода из затруднения 5 мин

Цель: сконструировать проект будущих учебных действий

Задание 1.

- Каждой группе надо объяснить значения слов.

- Какое слово вам непонятно или было труднее всего объяснить?

- Объясните.

- Объяснения вы дали, но они разные.

- Как узнать точное значение слова?

- В каком? (На столе различные словари, выберите нужный)

- Почему вы выбрали именно толковый словарь?

- Предлагаю вам найти значение слова в словаре.

Вопрос к группе, которая справилась быстрее всех.

- Как вам удалось так быстро найти значение слова?

Кто не смог найти (или долго искал):

- Почему возникли затруднения?

- Как выйти из этой ситуации?

- А надо ли знать алфавит, чтобы найти слово в словаре?

- Отдохнем и повторим алфавит.

Физминутка “Алфавит”

Читают слова, дают объяснения друг другу.

- Каталог.

Объясняют.

- В словаре.

Группы, выполнившие задание, показывают знак ГРУППА ГОТОВА.

Объясняют.

 

Отвечают на вопросы.

Предлагают.

- Надо.

Учащиеся делают физминутку.

Карточка.

Объясните значения слов:

БИБЛИОТЕКА, СЛОВАРЬ, АЛФАВИТ, КАТАЛОГ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Реализация построения проекта 7 мин

Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт

Задание 2.

Вам надо составить алгоритм (памятка)

Чтоб начать исследовать разные слова,
Нам ребята с вами памятка нужна.
Чтоб работа спорилась, вышел результат
Алгоритм составим мы для всех ребят.

- У меня был готовый алгоритм работы, но, пока я шла на урок, у меня все перепуталось. Помогите мне, расположите предложенные этапы в том порядке, в котором вы считаете, должна проходить работа по поиску значения незнакомого слова.

- Проверим.

- Давайте выберем самый удобный алгоритм, по которому вам будет легко работать. Памятки перед вами. Они различаются. Нам надо прийти к единому варианту. Я вам задаю наводящие вопросы, вы отвечаете, находите самую правильную памятку.

 

 

 

 

 

Работа в группах. Дети обсуждают, как расположить пункты плана, готовят алгоритм к защите.

Спикеры представляют работы. Называют пункты плана, остальные проверяют, вносят изменения.

Контролеры у доски ставят + или – около каждого пункта памятки своей группы.

Разрезные пункты плана.

Алгоритм работы со словарём.

1. Прочитай слово.

2.Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

Предметные: расположение слов в алфавитном порядке.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5 мин

Цель: закрепить умение располагать слова в алфавитном порядке

- Значение чего мы находим? - Значит, сначала мы их должны прочитать.

Правило 1.

- Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается. Правило второе.

Но ведь у нас их целых 33,
Такие толстые все словари,
И если будем мы листать страницы,
То очень долго это всё продлится.

- Как быть?

- Узнать, на какой странице найти нужную букву.

- Есть оглавление в каждом словаре, здесь вы узнаете на какой странице найти ту или иную букву.

- Значит, правило третье

- Что нам поможет быстро найти букву?

- А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы?

- Четвёртое правило гласит -

- Прочитайте памятку (хором). Я вам всем раздам памятки, которыми вы сможете пользоваться при работе со словарем.

РАЗДАЮ ПАМЯТКИ

- Ребята, а кому еще может пригодиться наша памятка?

- Вы согласны, что мы можем порекомендовать этот алгоритм учащимся нашей школы?

- Слов.

1. Прочитай слово.

 

2. Определи, на какую букву оно начинается

 

 

 

 

 

 

 

3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

- Знание алфавита.

- Определить вторую или даже третью букву.

4. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

- Дети получают памятки и вклеивают в “Тетрадь открытий”

- Всем ребятам нашей школы.

- Согласны.

 
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 7 мин

Цель: проверить уровень приобретённых знаний

ИГРА “Помоги”

1 группа – в ЗООПАРКЕ

2 группа – в БИБЛИОТЕКЕ

3 группа – в ЖУРНАЛЕ.

4 группа – из СЛОВАРЯ

5 группа – в АДРЕСНОЙ КНИГЕ

6 группа – в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Распределите названия городов, чтобы их могли внести в энциклопедию.

Проверка.

- Группы оцените свои работы.

- Группы поменяйтесь работами, проверьте друг у друга. Оцените.

- Верните работы.

- У кого совпали оценки? У кого нашли ошибки?

- Организаторы, оцените работу своей группы (как работали, возникали ли споры, как их разрешали...)

- Что вам помогло расставить слова по порядку?

- Зачем люди придумали алфавит? Где нам еще может помочь алфавит?

- Сравнить ответы в начале урока и в конце.

- Ваши предположения подтвердились?

ВЫВОД: В нашей жизни нам часто приходится сталкиваться с алфавитом.

- Попробуйте узнать, а где еще нам может помочь знание алфавита?

- Молодцы. Чем вы занимались?

- А знаете ли вы, кто первый составил алфавит?

Дети работают в группе.

 

 

 

 

 

- Самооценка.

- Взаимооценка.

 

- Организаторы оценивают работу.

- Знание алфавита.

- В школе, библиотеке, адресной книге, сотовом телефоне, в поликлинике, ...

- Сравнивают гипотезы (предположения).

- Отвечают.

Отвечают.

- Нет.

Карточки.

1 группа – в ЗООПАРКЕ убежали животные. Составьте список беглецов в алфавитном порядке.

2 группа – в БИБЛИОТЕКЕ упали с полки книги. Помогите им встать на место.

3 группа – в ЖУРНАЛЕ потерялась часть списка нашего класса. Помогите составить список.

4 группа – из СЛОВАРЯ убежали слова, помогите им встать на место.

5 группа – в АДРЕСНОЙ КНИГЕ потерялись некоторые улицы нашего города, верните их на свое местоСлайд

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Личностные: контрольв форме сличенияспособа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Предметные: расположение слов в алфавитном порядке

Включение в систему знаний и повторение 5 мин

Цель: применение знаний для решения проблемы

Расставьте соответствующие буквы под цифрами и вы узнаете, кто составил алфавит.

- Какие слова получились?

- Историческая справка.

Расставляют буквы под цифрами.

- Получились слова КИРИЛЛ, МЕФОДИЙ

Оценка работы групп

Подготовленный ученик.

Карточка.

12 10 17 10 13 13

14 6 19 16 5 10 11

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Рефлексия учебной деятельности 2 мин

Цель: проверка способности самооценки, как личностный результат

Продолжите предложение:

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ...

Я УЗНАЛ ...

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ...

Я НЕ ПОНЯЛ ...

Рефлексивный лист

Ответы детей.

 

 

 

Заполнение рефлексивного листа.

Слайд 14

Домашнее задание – 3 мин
- Ребята, кому понравилось работать с алфавитом?

- Эту интересную работу вы можете продолжить дома и представить завтра всему классу.

На столе лежат карточки, в которых надо расположить в алфавитном порядке:

- имена вашей семьи, друзей или одноклассников;

- любимые игры или игрушки;

- школьные предметы, любимые фрукты, любимые цветы; и т.д.Выберите самое интересное для вас.

Отвечают.

 

 

 

 

 

Выбирают карточку.

Индивидуальные карточки.