"Музыкальные картинки с выставки" – музыкально-образовательная деятельность с использованием ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками


Группа/ Возраст: подготовительная группа / 6-7 лет.

Музыкально-образовательная деятельность: интеграция образовательных сфер: художественно-эстетического развития; коммуникативно-личностного развития; познавательно-речевого развития.

Тип: интегрированная.

Форма проведения: музыкально-игровая с применением информационных компьютерных технологий.

Цель: Развитие основ музыкально-эстетического сознания, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.

Задачи:

образовательные: учить детей чувствовать музыкальность, поэтичность, и живописность художественных образов; закрепление понятий характер, образ, темп, динамика;

развивающие: создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время музыкально-образовательной деятельности; создать ситуацию игры, насыщенной сказочными волшебными персонажами; развивать навыки осознанного движения детей под музыку в пространстве; развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы; развивать у дошкольников способность к импровизационному движению, пантомиме, необычной пластике; развивать слуховое, зрительное воображение, ассоциативное мышление;

воспитательные: воспитывать культуру слушания симфонической музыки; воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение к сверсникам, преодолевать психологические страхи детей перед неизвестным.

Дидактическое обеспечение музыкально-образовательной деятельности: мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустическая система подключенная к компьютеру, презентация, музыкальный центр, СД диски, музыкально-шумовые инструменты (деревянные палочки), колпак гнома, очки, берет, письмо-приглашение, магнитная доска с магнитами; детские рисунки, выполненные в самостоятельной деятельности дошкольников; зеркальная стенка.

Методы:

  • наглядно-слуховой метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, рассматривание слайдов  презентации по теме);
  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев музыкального альбома “Картинки с выставки” М. Мусоргского);
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью ИКТ;
  • наглядно-игровой метод.

Формы работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Предварительная работа:

  • знакомство с биографией композитора М.П. Мусоргского;
  • слушание-восприятие музыки из детского альбома “Картинки с выставки” М.Мусоргского;
  • разучивание музыкальной попевки - приветствие “Здравствуйте”, музыкальной игры с пением “Ищи” Т. Ломовой.

Виды деятельности:

  • хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, музыкальной подвижной игры “Ищи”, вокального упражнения - импровизации “Рисуем голосом картинки”);
  • слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности;
  • выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации);
  • музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей.

Ход музыкально-образовательной деятельности

1. Организационный момент

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Мы начинаем нашу встречу по традиции с музыкального приветствия.

Музыкальная попевка - приветствие “Здравствуйте!”.

2. Содержание и организация собственно образовательной деятельности

Музыкальный руководитель. Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что-то интересное, удивительное, волшебное.

Фонограмма “В гостях у сказки”.

Музыкальный руководитель: Ой, что это, ребята? Вы что-нибудь видите?

Ответы детей: Сказка в гости к нам идет.

Музыкальный руководитель с детьми находят конверт.

Музыкальный руководитель. Прочитаем?

Открывает, достаёт билет, в котором детей данной группы приглашают на выставку картин В. Гартмана.

Музыкальный руководитель: Это письмо прислал организатор выставки. Нас, ребята приглашают на экскурсию, но необычную, а музыкальную сказочную. Вы хотите там побывать?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Но как, же мы туда попадём?

Музыкальный руководитель: Да очень просто! Нужно нарисовать дверь и войти в неё. Но рисовать мы её будем голосом. Я буду рисовать в воздухе рукой, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны.

Вокальное упражнение - импровизация “Рисуем голосом картинки”.

Музыкальный руководитель: Дверь то нарисовали, а она всё равно не открывается. Заржавела, наверное. Покажем голосом, как скрипит дверь.

Фонограмма “Скрип двери”.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Ну, вот дверь и открылась. Заходите по одному.

Педагог перевоплощается в художника: Надевает очки без линз и берет.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие посетители нашей выставки. Проходите. Присаживайтесь. К сожалению, я не могу показать вам мою коллекцию картин, т.к. случилась неприятность. Кто-то в галерее решил пошалить и заколдовал все картины. Теперь мы их может только слушать, но не можем их видеть.

Ничего, я думаю, ребята, послушав музыку, сразу догадаются, чьи это проделки.

Слушайте внимательно и постарайтесь определить название произведения и вспомнить фамилию композитора, который написал эту пьесу.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано отрывок из пьесы “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) М. Мусорского из альбома “Картинки с выставки”.

Ответы детей: Пьеса называется “Баба Яга”, написал эту пьесу композитор Мусоргский.

Музыкальный руководитель: Правильно. Ну, конечно, это проделки Бабы Яги. Это она заколдовала все картины. От вашего правильного ответа, колдовство начинает медленно, и верно исчезать! Открываем музыкальный альбом.

Презентация

Слайд 2. Музыкальная заставка “Дили-дон, открывается альбом”

Музыкальный руководитель: И мы начинаем музыкальную прогулку по выставке русского художника Гартмана. А помогут нам в этом музыкальные пьесы Модеста Петровича Мусоргского.

Слайд 3. Портрет М.П. Мусоргского

Музыкальный руководитель: На экране портрет М.П. Мусоргского.

Слайд 4. Портрет В.А. Гартмана

Музыкальный руководитель: А вот портрет академика архитектуры и близкого друга Модеста Мусоргского. На выставке Виктора Александровича Гартмана были представлены рисунки, наброски, эскизы декораций и костюмов к русским операм.

Ребята, вы готовы путешествовать по выставке? Садитесь поудобнее.

Ответы детей: Да!

Слайд 5, 6. Рисунки художника В. Гартмана

Дети рассматривают рисунки художника В. Гартмана.

Звучит музыкальный фрагмент пьесы “Прогулка” М.П. Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Какую картинку на выставке увидел и написал композитор, придя с выставки? Вот вам подсказка.

Педагог достает колпачок гнома и загадывает загадку:
Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.

Ответы детей: Гном.

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто же такие гномы?

Ответы детей: Это маленькие волшебные человечки, которые под землёй добывали драгоценные камни.

Слайд 7. Гном

Прослушивание фрагмента пьесы “Гном” М.П. Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Вы правы, гномы дружно трудятся день и ночь, но когда у них выдаётся свободная минутка, они очень любят веселиться и играть на различных музыкальных инструментах. Посмотрите, у меня есть палочки, сейчас мы с вами попробуем на них поиграть, как бы это сделали гномики.

Педагог предлагает детям, и они садятся на ковер по кругу.

Ритмическая игра - импровизация с музыкальными шумовыми - деревянными палочками.

Звучит пьеса М.П. Мусоргский “Гном” в записи

Музыкальный руководитель: А ведь гномы ещё любят поиграть. Ребята, поиграем в знакомую музыкальную игру “Ищи”?

Музыкальная игра с пением “Ищи” музыка Т. Ломовой сб. “Музыка и движение” Бекина С., Ломова Т., с. 157.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А вы принесли свои рисунки про гнома?

Ответы детей: Да!

Воспитатель расставляет на магнитную доску рисунки детей.

(1 минута для восприятия детского творчества)

Музыкальный руководитель: Вы нарисовали гнома таким, каким он стал бы, подружившись с вами. А в музыкальной пьесе, каким он был?

Ответы детей: Хитрым, злым, сердитым, проказливым…

Музыкальный руководитель: А ваши гномы я вижу стали добрее, веселее. Они с вами подружились?

Ответы детей: Да.

3. Повторение

Музыкальный руководитель: Продолжаем нашу прогулку по выставке.

Ой, кто это так спешит к нам из музыкального альбома.

Слайд 8. Интерактивная музыкально-дидактическая игра “Найди музыкального героя в книге”.

Музыкальный руководитель: Чтобы узнать кто, нужно нажать на волшебную клавишу.

По желанию выходит ребенок и нажимает на клавишу.

Слайд 9, 10, 11. Два музыкальных образа: Баба Яга и Гном.

Звучит отрывок из музыкального произведения “Баба Яга” М. Мусоргского.

На экране 2 сказочных героя: Баба Яга и Гном. Дети должны определить, какому сказочному герою соответствует музыкальный фрагмент.

Если они называют гнома, педагог наводит курсор на картинку, звучит звуковой сигнал “неправильно”. Затем дети слушают фрагмент еще раз.

Если дети называют правильно, педагог наводит курсор на картинку Бабы Яги, появляется крупный портрет и звучат аплодисменты.

Музыкальный руководитель: Как вы определили, что эта музыка пьесы “Баба Яга”? Какой характер музыки?

Ответы детей: Злой, грозный.

Музыкальный руководитель: Правильно. Зловещий, угрожающий, колючий. Что бы вы нарисовали, слушая эту пьесу?

Ответы детей: Темный лес со всех сторон. Баба Яга летит в своей ступе, нос крючком, зубы торчком, помелом след заметает.

Слайд 12. Рисунок В. Гартмана “Часы в русском стиле”

Музыкальный руководитель: А вот на выставке Гартмана, совсем другой образ. На рисунке изображены часы, сделанные в виде жилища Бабы Яги - домика на курьих ножках. Домик – узорчатый, кокетливый, нарядный, в русском стиле. Рисунок послужил композитору только толчком, фантазия его заработала. И появился яркий образ Бабы Яги.

Давайте откроем следующую страничку музыкального альбома композитора Мусоргского.

Слайд 13, 14, 15, 16, 17. Интерактивная музыкально-дидактическая игра “Кому из героев принадлежит музыка?”

Музыкальный руководитель: Нажмем волшебную клавишу.

По желанию выходит ребенок и нажимает на клавишу.

Музыкальный руководитель: Слышите?

Звучит пьеса “Балет невылупившихся птенцов” М. Мусоргский.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, для кого из героев на веселой полянке звучит эта музыка?

Дети слушают и анализируют.

Дети проводят эксперимент. Нажимают на образ “лягушки”, “зайца” - ответ неправильный. Нажимают на образ “цыпленка” - звучат аплодисменты.

Музыкальный руководитель: Молодцы. А как называется эта пьеса?

Ответ: Эта пьеса называется “Балет невылупившихся птенцов”.

Музыкальный руководитель: Какой характер у этой пьесы?

Ответ детей: Веселый, летающий.

Музыкальный руководитель: А почему композитор свою пьесу назвал балет?

Ответы детей: Потому что птенцы танцуют на рисунке Гартмана красиво как на сцене.

Музыкальный руководитель: Мы тоже можем нарисовать птенцов, только пластическими движениями. А поможет нам опять удивительная музыка.

Звучит фонограмма пьесы М.П. Мусоргского “Балет невылупившихся птенцов”.

Пластическая импровизация.

Дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие этим персонажам.

Музыкальный руководитель: (хвалит детей)

Вам понравилось наше путешествие? А какая музыка запомнилась больше всего?

Ответы детей.

4. Итог музыкально-образовательной деятельности.

Музыкальный руководитель: А теперь вам в подарок сюрприз.

Слайд 18. Заставка “Сюрприз”.

Слайд 19. Фрагмент музыкального мультфильма “Картинки с выставки” - “Балет невылупившихся птенцов.

Дети смотрят отрывок из музыкального мультфильма “Картинки с выставки”.

Слайд 20. Музыкальная заставка “Дили-дон закрывается альбом”.

Музыкальный руководитель читает стихотворение:

Упрятаны в нотных страницах
Картинки и чудеса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса.
Пичугою флейта просвищет,
Запрыгают нотки Ягой,
А злой гном там друга отыщет,
И в замок войдет золотой.

Музыкальный руководитель: А как вы считаете, если бы я вам просто рассказала о выставке словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Дети: Нет!

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами.

Будем дружить с музыкой, учиться понимать ее, и она подарит вам еще много незабываемых встреч с прекрасным.

5. Домашнее задание

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам нарисовать к следующей встрече – балет невылупившихся птенцов. Нарисуйте цыплят такими, какими вы услышали их в музыке композитора Модеста Петровича Мусоргского.

На память о сегодняшней экскурсии на выставку музыкальных картин я вам дарю музыкальный диск, который называется “Картинки с выставки”. Слушайте в группе и рисуйте.

Отдает диск М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.

Дети покидают музыкальный зал.

Использованная литература

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. “Музыка”, Учебно-наглядное пособие “Музыка”. – М.: АСТ, 1998.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Котельникова Г.Н., Одинцова Е.В.  Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании, Ханты-Мансийск, 2010. - 67 с.
  4. Меркулова Л.Р. “Оркестр в детском саду”, Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.
  5. Радынова О.П. “Музыкальные шедевры”, авторская программа и методические рекомендации. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

    Информационная поддержка

    Наглядный материал, включенный в авторскую презентацию, создан на основе:

  1. Википедия, “Свободная энциклопедия”, http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  2. Квадро-диск, Запись из Большого зала Московской консерватории, 1989 г.
  3. Булучевский Ю., Фомин В. “Краткий музыкальный словарь”, 1989 г.
  4. Музыкальный материал - фрагменты музыкально альбома М.П. Мусоргского “Картинки с выставки.
  5. Мультимедийное пособие выполнено в программе PowerPoint.
  6. Использована программа Movie Maker.
  7. Ютуб видео - http://www.youtube.com/watch?v=PU38tx4qMSk.