Цели:
- Познакомить детей со сказкой В.М.Гаршина “Лягушка-путешественница”
- Разобрать научный текст, сравнить два текста.
- Учить детей выделять красоту природы.
- Расширить знания о размножении и развитии животных
- Познакомить детей с процессом размножения и развития насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей.
- Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Этапы урока | Ход урока | Примечание | |||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. |
Отгадайте загадку:
– О чем идет речь? (О желуде.) Постройте цепь питания, одним из звеньев которых будет желудь. – Кто пострадает, если срубят дуб? |
||||||||||||||||||||||
3. Сообщение темы урока. | Мы познакомились с группами животных, узнали о том, что и как они едят. Сегодня мы будем говорить о размножении и развитии животных разных групп. | ||||||||||||||||||||||
4. Работа по теме урока. | Вспомните все группы животных, с которыми вы
познакомились на уроках. Занесем названия этих групп в таблицу, которую будем заполнять по ходу урока.
Первая группа животных. – Как она называется? (Насекомые.) |
||||||||||||||||||||||
5. Работа по учебнику (окружающий мир). | Учитель читает текст учебника с.27 размножение и
развитие бабочки. Рассмотрите рисунок, на котором нарисованы стадии
развития бабочки. – Какой вы можете сделать вывод? (Яички – гусеницы – куколки – взрослое насекомое.) Вторая группа земноводные. – Какие стадии развития проходят земноводные? (Прочитайте на с.28 Икра – головастик –лягушка.) |
||||||||||||||||||||||
6. Работа по учебнику (литературное чтение). | Давайте откроем учебник по “Литературному чтению” 1
часть с.188 “Лягушка-путешественница” – Давайте сравним, какая лягушка
в научном тексте и в сказке? (Научный – не разговаривает, в сказке –
разговаривает.) Характеристика лягушки (изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, болтливая, находчивая, любопытная, решительная, неунывающая, жизнерадостная, осторожная). |
||||||||||||||||||||||
7.Физкультминутка. | |||||||||||||||||||||||
8. Работа по учебнику (окружающий мир). | Третья группа рыбы. – Как люди разводят рыб? Как в любом правиле есть исключения, так и у рыб. Есть живородящие рыбы: акулы, скаты. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыб. Четвертая группа пресмыкающиеся. Ученик читает на с.28 о размножении и развитии этой группы. – Что вы узнали о размножении и развитии пресмыкающихся? Пятая группа птицы. – Как они размножаются? Птицы откладывают разное количество яиц, чаще всего их 4– 6 штук. Они бывают разного размера, разной окраски. Чаще всего яйца насиживает самочка. Но есть не мало птиц, где потомство насаживает самец. Интересны гнезда, которые птицы готовят для будущего потомства. Птицы являются искусными мастерами. Послушайте, как об этом птичьем умении рассказал В.Бианки в произведении “Мастера без топора”. – О каких гнездах идет речь? (Сорочье гнездо, козодой, ремез-синичка,
ласточка-касаточка, певчий дрозд, дятел.) Шестая группа звери. Прочитайте о них статью в учебнике с. 30. – Как развиваются звери? Отгадайте загадку: “Не птица, а с клювом, несет яйца, а детей выкармливает молоком”. Это утконос. Он, как и птица откладывает яйца, а не рождает живых детенышей. В Австралии живет еще одно такое животное – исключение. Это ехидна. Она откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке – глубокой кожистой складке – она первое время носит и детеныша, когда он появляется из яйца. Детенышей утконос и ехидна выкармливают молоком. |
||||||||||||||||||||||
9. Итог урока. | Рассмотрите рисунок с.31 № 1. – Назовите животных,
которые здесь изображены? Рассмотрите рисунок с.31 № 2. – У каких животных в стадиях развития можно увидеть личинку, куколку,
малька и головастика? |