Цели:
- Познакомить с новым рассказом Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”
- Разобрать научный текст, сравнить два текста.
- Учить детей выделять красоту природы.
- Расширить знания о круговороте воды в природе.
Этапы урока | Ход урока |
1. Организационный момент | |
2. Повторение пройденного материала | Давайте вспомним прошлые уроки. -Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? (вода – растворитель) -Где в быту вы встречались с этим свойством? -Как можно очистить грязную воду? |
3. Сообщение темы урока | На уроке мы с вами продолжим разговор о воде и познакомимся с ее путешествиями по планете. |
4. Работа по теме урока | Послушайте сказку. У одной матери было 4 сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг друга братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили. -Уж, если, - говорит первый брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, хлопковые волокна. -А я,- говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его я могу своим братом признать. -А я белому дыму брат,- говорит третий. Недаром нас путают. -А я ни на кого не похож,- сказал четвертый,- и некого мне братцем назвать, разве только слезы. Так и по сей день, спорят 4 брата:
Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнает. -Почему снег, лед, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды? Вещества могут быть жидкими, твердыми и газообразными. -Приведите примеры таких веществ. (Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой и газообразной) -Как такое может быть? -Во что превратиться вода, если она станет твердой? (лед, град) -Во что превратится вода, если она станет газообразной? (пар, туман) -Что такое туман? (Туман - это явление природы, крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе) |
5. Работа по учебнику (окружающий мир) | -Как именно вода превращается из одного
вещества в другое? (Прочитайте об этом в учебнике
на странице 53-54) -При каком условии вода из жидкости превращается в снег и лед? (твердое состояние) -Что происходит с водой, когда она превращается в лед? -Что происходит с молекулами воды, когда она превращается в лед? ( Рассмотрите рисунок с.53 Вода расширяется, так как молекулы выстраивается в определенном порядке) -Что происходит с молекулами воды при испарении? -При какой температуре вода испаряется быстрее: при высокой или низкой? (Вспомните лужи после дождя летом и осенью) -Что мы видим над чайником, когда он кипит? (пар) -Что такое пар? (очень маленькие капли) |
6. Физкультминутка | Послушайте интересную сказку
“Путешествие Капа и Капельки” (см. Приложение
№1) -Кто мне может рассказать “Круговорот воды в природе”? (Вода при нагревании испаряется, поднимается вверх, соприкасается с холодным предметом, превращается в воду, падают на землю или в воду.) |
7. Работа по учебнику (литературное чтение) | Oткройте учебники по литературному
чтению на с. 163 Прочитайте рассказ “Куда девается вода из моря?” Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле… Работа над содержанием текста. -Попробуйте рассказать о причинах дождя? -Какой текст описание или рассуждение? (Дети рассказывают о причинах дождя. Вид текста – рассуждение) -Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы “почему?”, “зачем?”, “отчего?”, когда ты хочешь что-то объяснить или доказать. -Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой? (это круговорот воды в природе) -Как вы видите, можно ли назвать рассказ “Куда девается вода из моря?” научно-познавательным? -Давайте сравним два произведения “Путешествие Капа и Капельки” и “Куда девается вода из моря?” какие они по жанру? -“Путешествие Капа и Капельки” - это сказка, а другое произведение Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?” - это рассказ. -Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему? |
8. Работа в тетради. | Нарисуйте круговорот воды в природе. |
9. Рефлексия. | Отгадайте загадки. О каком веществе в
них говорится?
-С каким писателем мы познакомились? (Л.Н.Толстой) -Что он написал? (“Лев и собачка”, “Акула”, “Прыжок”, “Какая бывает роса на траве”) -Как называется произведение Л.Н.Толстого, которое мы читали на уроке? (“Куда девается вода из моря?”) -С каким природным явлением мы познакомились? (Круговорот воды в природе) |
Приложение №1
Путешествие Капа и Капельки.
В одном маленьком озере жила семья. Домик их был на самом дне. В этой семье были брат и сестра. Брата звали Кап, а сестру Капелька. Родители их далеко от дома не отпускали, потому что они были еще маленькие. Сидя дома за столом, дети смотрели в окно и наблюдали, как светит это яркое пятнышко, которое находится на самом верху озера. Однажды, когда родителей не было дома Кап предложил сестренке подняться на поверхности озера. Вот они стали подниматься все выше и выше, но вдруг Кап и Капелька заметил, что все вокруг стало таким светлым, и ослепляло глаза. В этот день была очень жаркая и ясная погода. Солнышко светило так сильно, что Кап и Капелька не очень долго любовались окружающим миром с поверхности своего любимого озера. Подул летний ветерок. Брат и сестра стали очень легкими. Тут они очутились на белом облаке. Там было очень светло. Везде проникал солнечный свет, а это облако было похоже на мягкую и теплую перину. Кап и Капелька устали, решили отдохнуть и уснули. Капелька проснулась и увидела, что вокруг все темно, облачко превратилось в тучу, гремит гром, очень холодно. Она испугалась и быстро разбудила своего брата. Брат не мог понять в чем дело, куда подевалась то яркое пятнышко, от которого было тепло и уютно. Кап почувствовал, что он тяжелеет и падает. Он летел долго и упал на землю. В это время Капельку ветром унесло в горы. По дороге в горы она замерзла, превратилась в снежинку, упала на самую верхушку горы. Тучи расселись и вновь засветило солнышко. Стало жарко. Кап попал в царство почвы. Его встретили жители этого царства и спросили: “Откуда ты, как тебя зовут, и куда ты идешь?” кап рассказал, что с ним случилось, и попросил, чтобы они помогли добраться до дома. Жители почвы не смогли ни чем помочь, но какой-то жучок сказал, что ответ Кап может получить в царстве песка. Жучок проводил его туда. Кап оказался в царстве песка. Ему нужно было побыстрее разыскать кого-нибудь, кто смог бы помочь добраться до дома. Но никто из жителей песка не знал, как помочь несчастному Капу. Один из жителей предложил отдохнуть от дороги, а потом отправиться в царство известняка, где ему точно смогут помочь. Утром на рассвете, как следует отдохнул, позавтракал и отправился в царство известняка. Там Капа встретили очень хорошо, он всем понравился и его не хотели отпускать домой. Хотя ему и было весело, он все равно переживал за сестру и за родителей, так как Кап давно их не видел. Вечером, когда все уснули, он убежал от них, потому что, спешил домой. Через некоторое время, он попал в царство воды, в свои родные края. Течением реки его унесло в озеро, где и был его дом. Родители Капа были очень рады, так как, увидели целого и невредимого сына, но сразу стали спрашивать о Капельке. В этот момент Капелька будучи снежинкой скатились с горы и попала в море. Там она растаяла и отыскала дорогу к озеру. Все знали про это озеро и быстро помогли ей добраться домой. Тут Капелька увидела свой дом и плачущих родителей вместе братом, но в тоже время она обрадовалась, что и Кап уже дома. Брат увидел Капельку, плывущую к дому и сообщил об этом родителям. Все были счастливы, потому что, вся семья была вместе.