Цели урока:
1. Помочь учащимся усвоить первичные представления о величине предметов как свойстве (признаке), которое можно измерить, а результат измерения выразить числом; о длине, как величине.
2. Продолжить закрепление представлений учащихся:
- о единице измерения длины – сантиметре,
- о способе измерения длин отрезков,
- о правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков.
3. Продолжить закрепление вычислительных навыков в пределах десяти.
4. Учить детей активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре и группе.
6. Быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению.
7. Введение элементов интегрирования с уроком чтения.
Оборудование: Числовая ромашка, ряд натуральных чисел, веера чисел, статуэтка рыцаря, костюмы старушки и рыцаря, таблица “Меры длины”, ковры с ПДД, пешеходный переход, игрушечные машины, опорные слова, условные знаки для работы на уроке, смайлики, полоски из цветного картона, оценочные линеечки, сигнальные карточки.
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
1 .Организационный момент | Психологический настрой на урок. Итак, друзья,
внимание – |
Звучит музыка. |
2. Актуализация знаний. | Дети возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и
пожелайте успехов Но прежде, чем отправимся “открывать” новое, давайте поиграем в диалог “Ученик-ученики” При ответах пользуемся соответствующими опорными словами. (Слова на доске.) Задание “Числовой ряд” (3 ученика). С чем работали? Задание “Ромашка” (4 ученика). Приготовьте веера чисел. Что повторяли? Мы это уже знаем? Настрой на работу отличный! Но нам сегодня ещё понадобится внимание, умение думать и работать дружно. Посмотрите, что у вас лежит на партах. (Полоски из бумаги.) Что можно о них сказать. Чем похожи? (Одинак. формы, материалом.) Чем отличаются? (Цветом, размером – длиной.) Показ знака “работа в группе”. Вам предстоит объединиться в группы по цвету полосок. Для этого возьмите полоски в руки, встаньте. Найдите на полу свой цвет и останьтесь около этой парты. Стоп. Обсудите, договоритесь в своей группе, что вас всех объединяет. (Цвет.) А теперь попробуйте объединиться по длине полосок. Дети суетятся, путаются. Почему не получается так быстро, как с цветом. Стоп! (Звонок.) Перед нами встала …. Проблемная ситуация. Кто догадался? (Нужно измерить длину полосок, а мы сравниваем на глаз.) Садитесь на свои места. (В это время расставить машины на ковёр.) Какой инструмент понадобиться? Приготовьте линейки. Прежде, чем измерить, вспомним правила измерения. (Нужно совместить один конец полоски с нулём.) Знак “работа в паре”. Каждый измеряет свою полоску, а затем пары сравнивают длины полосок. Если пара готова к ответу, то покажите мне знак. Отвечают пары (3–4). Вывод: что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали.) Что? (Длины полосок.) Предположите, что такое длина? Мы знаем как длину назвать одним словом– математическим термином или ещё не знаем? (Нет.) Ваше мнение, о чём мы будем говорить на уроке, что узнаем новое. Чем будем заниматься? |
|
3. Совместное открытие нового знания и формулирование темы урока. | Ой, что это за шум? А, это чья-то бабушка спешит к нам
на урок. Что-то там не всё в порядке.
Сценка по ПДД. Ребята, какое правило дорожного движения мы вспомнили? Как поступил мальчик? (Джентельмен, настоящий мужчина, рыцарь.) Кто такой рыцарь? (Ответы детей.) Где можно узнать лексическое значение этого слова? (В толковом словаре.) Я попросила Данила найти значение этого слова. Читай. Рыцарство родилось в Средние века. Девиз рыцаря: “Будь храбр и мужественен”. Чаще всего рыцарь был на коне, в доспехах, с пикой и мечом. Показ статуэтки рыцаря. Вот как он выглядел. Юрий Шмидт “Рыцарь”.
|
Звучит музыка – шум машин на дороге. |
4. Работа по учебнику. | Откройте учебник на стр. 70. Сейчас мы вместе с рыцарем
Петей и его другом будем “открывать” новые знания.
Прочитайте задание № 1 про себя, а теперь вслух. Перед нами проблема. Как вы будете её решать. Предложите свои варианты. Молодцы. Посмотрите на экран. Проверим себя. Разбор задания. Что учились сейчас делать? (Измерять длину.) Делаем общий вывод: |
|
5.Физкультминутка. |
|
|
6. Первичное закрепление. | Работа в тетрадях: Откройте тетради , положите тетрадь правильно. Запишем: № 2. Читаем …….. Показ знака “хором” . Внимание на экран: Разбор задания: чертим 1-ю часть –отрезок АК = 2см… А что такое сантиметр? (Единичный отрезок на линейке и мера длины.) Работа выполняется с комментированием. 1 ученик выходит к доске и записывает выражение на доске. Дети самостоятельно находят значение выражения и оценивают себя на оценочной линеечке. Затем меняются с соседом листочками и оценивают соседа по парте. Вывод: что мы сейчас делали? (Сравнивали длины отрезков, складывали их.) Находим целое путём складывания его частей. Сначала сложили длины двух частей, а потом к результату прибавили длину третьего. |
|
7. Тренировочные упражнения и задания на повторение. | Посмотрите на № 3. Чем будем заниматься? (Решать
задачу.)
Прочитайте только условие задачи. А теперь вопрос. При помощи чего будем решать задачу? (Схемы.) Расставим данные в схему простым карандашом. (Разбор задачи.) Давайте себя проверим. Посмотрите на слайд Знак “работа в паре”. Напишите № 3. Обсудите, примите общее решение. Запишите решение задачи и ответ. Проверьте себя по слайду. У кого такое же решение (в паре – сигнальные карточки). Что мы делали? Задание № 4. Прочитаем задание. Посмотрите на экран. Разбор задачи. Записываем решение задачи и проверяем по слайду. Вывод: перебрали все возможные варианты движения букашки. Сколько их ? (Два.) Работа в паре: знак. Найдите № 6. Обсудите, помогите друг другу, выслушайте внимательно друг друга и примите общее решение. Проверка пар (3–4 пар) . А теперь общая проверка. Смотрим на экран. |
|
8. Итог урока. Рефлексия. | Ребята, что узнали на уроке? Чему научились? Что
делали?
Вот как много мы сегодня с вами открыли. Какие новые слова узнали? А вы встречались с ними в жизни? (Одежда, рост, мебель, ткани…) Итак, что такое величина? (Длина предмета.) Посмотрите на таблицу . Какие ещё мы будем узнавать меры длины, помимо см. А как по-вашему есть ли другие величины, кроме длины? Что ещё делали? (Думали, рассуждали, измеряли длину, решали задачу …) Дети, вам понравился наш урок? Когда получается лучше: если ты один или с друзьями. Какое у вас настроение? Оцените свою работу на уроке. Покажите смайлики. Как замечательно получилось. Пусть наши улыбки и радость согреют всех в нашей школе. Урок окончен. Спасибо за плодотворную работу на уроке. Сейчас танцевальная минутка для всех желающих. |