УМК: Т.А. Ладыженская.
Цели урока: продолжить работу по изучению раздела “Синтаксис”; закрепить знания о предложениях; обобщить и закрепить знания о виде подчинительной связи слов в словосочетании; дать понятие предложения, рассмотреть предложения по цели высказывания. Развивать умение работать самостоятельно, умение самопроверки. Воспитывать толерантное отношение.
Ход урока
Путевой лист (Приложение 1)
Учитель: Ребята, на доске написано слово (м/м презентация. Приложение 2). Что оно обозначает?
Ученики: Синтаксис – раздел науки о языке.
Учитель: Что изучает синтаксис?
Учащиеся: Предложения и словосочетания.
Учитель: Что такое словосочетание?
Ученики: Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой грамматически.
Учитель: Перечислите виды подчинительной связи в словосочетании.
Учащиеся: Согласование, управление, примыкание.
Учитель: Как мы определяем виды подчинительной связи в словосочетании?
Учащиеся: По ВЧП.
Учитель: Молодцы. У вас на партах лежат путевые листы (приложение1). Самостоятельно выполните задание 1, заполнив матрицу.
СУЗ: Красивый дом, ехать быстро, писать красиво, читать книгу, любить маму, смотреть прямо, хорошая песня, интересная книга, весёлый человек, жить красиво.
ОРД: Самостоятельно.\КВ в процессе работы.
ИВ: Самопроверка.
Что помогло вам справиться с работой?
Учитель: Молодцы. А теперь вернёмся к нашей схеме. Мы с вами рассказали всё, что нам известно о словосочетании. Давайте поработаем со второй частью схемы.
Что такое предложение?
Учащиеся: Предложение – это законченная мысль. В конце предложения ставится знак в зависимости от цели его произношения.
Учитель: По своей структуре (по количеству грамматических основ) мы делим предложения на какие?
Учащиеся: Простые и сложные.
Учитель: Как отличит простое предложение от сложного?
Учащиеся: В ПП 1 грамматическая основа, в СП – 2 и более.
Учитель: У вас в путевых листах 2 задание направлено на определение структуры предложения (ПП или СП). Ваша задача заполнить матрицу.
СУЗ: (м/м презентация)
ОРД: Самостоятельно.
КВ: Самопроверка.
ИВ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
П | П | П | С | С | С |
Учитель: Ещё раз расскажите, как отличить ПП от СП?
II. Объяснение нового материала.
Учитель: Обратимся к тексту, с которым мы работали. Посмотрите на предложения и попробуйте ответить на вопрос. Почему в конце предложений стоят разные знаки (где-то точка, где-то восклицательный знак, где-то вопросительный знак).
Учащиеся: Знак препинания зависит от цели высказывания.
Учитель: Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с предложениями разными по цели высказывания.
Открываем тетради, записываем число. Вид работы. Тему урока.
Учитель: Как мы уже и сказали, знак в конце предложения зависит от цели высказывания.
По цели высказывания выделяют следующие группы:
Учитель: Тренировочные упражнения.
1. Работа устно.
Учитель: Прочитайте предложения, соблюдая цель высказывания.
СУЗ: с. 39, упр. 129 (дидактический материал).
2. Стр. 68, упражнение 142 (учебник). (1).
Учитель: нам дан текст без знаков препинания. Наша задача прочитать. Определить границы предложения. Расставить знаки в конце предложения в зависимости от цели высказывания. Списать.
III. Подведение итогов.
Учитель: что нового мы узнали на уроке?
От чего зависит постановка знака в конце предложения?
IV. Домашнее задание. Упражнение 150 (устно), упражнение 143 (письменно).
V. Оценки за урок.