Урок ОРКСЭ "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


На уроке были использованы следующие приемы и методы работы:

  1. Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток»
  2. Синквейн «Семья»
  3. Кластер «Задачи семьи»
  4. Работа с первоисточниками
  5. Проекты детей «Моя семья»
    а) Венчание
    б) Крещение
    в) Семья в исламе
    г) Свадебные обряды карачаевцев
  6. Составление схемы «Моя семья»
  7. Рефлексия

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Цели:

  1. Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
  2. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
  3. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

Слайд 1 Организационный момент.
Учитель 1:
– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.
Мотивация.
Учитель 2:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель 1:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
Слайд 2 2.2. Определение темы и целей урока
Учитель 2:
– У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Слайд 3 2.3. Синквейн «Семья»
Учитель 2:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.
Слайд 4 (ответы детей)
Учитель 1:
Для чего же человеку нужна семья???
(ответы детей)
Слайд 5 Кластер «Задачи семьи»
Учитель 2:
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный.
Пожалуйста, ваши ответы.
(ответы детей)

Учитель 1:
– Мы определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.
Слайд 6 Учитель 2:
– Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях.
– Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.
Слайд 7 – Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.
Слайд 8 – Схожи обязанности членов семьи.
Слайд 9 – Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.
Слайд 10 – Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?
Слайд 11 – Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в православии и в исламе.
Слайд 12 Работа с первоисточниками.
Учитель 1:
– Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице.Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Основные ценности семейной жизни Православие Ислам
любовь мужа и жены друг к другу;    
ложь;    
любовь родителей к детям;    
измена    
почитание родителей    
гордость;    
богатство    
согласие;    
забота;    
уважение,    
прощение;    
семейные традиции    

Учитель 1:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.
Учитель 2:
Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.
Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.
Слайд 13 Учитель 1:
– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Вывод: Семья – это свято для всех!
Слайд 14 Проект «Моя семья»
Учитель 2:
– А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.
Слайд 15 Венчание (Нерсесян Лариса)
Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Слайд 16 Крещение (Мартиросова Алина)
Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников.
Слайд 17 5.3. Семья в исламе (Батчаева Лаура)
Слайд 18 Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности.
Слайд 19 Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.
Слайд 20 Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным обязанностям.
Слайд 21 Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традициям муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки.
Слайд 22 Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека.
Слайд 23 В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом.
Слайд 24 5.4. Свадебные обряды карачаевцев (Джамбаева Камила)
Как и во всякой семье, в нашей есть свои традиции и обычаи, называемые адатами. История нашей семьи, конечно, началась со свадьбы моих родителей. Традиционно карачаевские свадьбы (мусульманские) имеют много общего со свадебными обрядами других народов, но есть и исторически сложившиеся обычаи. Я хочу рассказать об обряде некях. Это обряд, аналогичный христианскому венчанию. Обряд проводится в мечети. Мулла ставит жениха с правой стороны, а невесту с левой. Мужчины становятся за женихом, а женщины за невестой. Мулла перед лицом Аллаха трижды спрашивает жениха и невесту о согласии на брак. Они трижды дают согласие. После этого мулла читает молитву, и молодожены становятся мужем и женой. На свадьбе только во время некяха гости видят жениха и невесту вместе. После обряда родственники поздравляют молодых и везут невесту в дом жениха. Более подробно свадебные обряды карачаевцев вы увидите в видеоролике.
(Видеоролик «Карачаевская свадьба»)
moj-tubik.ru/video/videogalereja/svadbi-na-kavkaze-video-utube-svadba-na-kavkaze.html
Слайд 25 Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
Учитель 1:
– Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей.
Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
meretskaya_sp1_pic2
Слайд 26 Список №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Слайд 27 Список №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Слайд 28 Список №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Слайд 29 Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.
Слайд 30 Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»
Слайд 32 Рефлексия
Учитель 2:
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
Учитель 1:
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.
(клип "Гимн семье")
http://www.youtube.com/watch?v=EBXCktvZPAk
Учитель 2:
– А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом.
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту.
– Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.
– Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.
Слайд 33 Домашнее задание
Учитель 2:

– Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

Приложение.