Тема урока "Государственный бюджет". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: познакомить детей с понятиями бюджет, доход, расход, налоги.

Задачи:

  • сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги;
  • выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;
  • обучить переносу знаний о бюджете в повседневные ситуации;
  • воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.

ХОД УРОКА

I этап. Самоопределение к деятельности

Учитель (демонстрирует разные деньги) Что вы видите?
Дети. Это деньги.
Учитель. Что такое деньги?
Дети. Это особый товар, который можно обменять на любой другой товар или услуги.
Учитель. Теперь я вам предлагаю разгадать кроссворд по теме «Деньги», чтобы выяснить насколько хорошо, вами была усвоена эта тема. Работать вы будете в паре, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.
Дети. Работать вместе. Выслушивать мнение товарища. Спорить, но не ссориться. По окончанию работы взявшись за руки, поднять их вверх.
Учитель. Взяли кроссворды и приступили к работе. Приложение 1

После завершения работы над кроссвордом, проводится проверка. Приложение 4

Учитель. Теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей. Внимательно послушать, о чём пойдет речь в сюжете.

Просмотр выпуска новостей от18 ноября 2011 года (http://www.1tv.ru/news/economic/191353)

Учитель. О чем шла речь в этом выпуске?
Дети. В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.
Учитель. Что это такое государственный бюджет?
Дети. Мы этого понятия ещё не знаем.
Учитель. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Дети. Тема нашего урока «Государственный бюджет».
Учитель. Вы правы тема нашего урока «Государственный бюджет»

На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет». Приложение 3

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учитель. Что же мы должны сегодня выяснить на уроке?
Дети. Мы должны узнать, что такое государственный бюджет?
Учитель. Как  мы можем это узнать? (Учитель выслушивает предложения детей)
Дети. Можно найти это понятие в словаре.
Учитель. В каком словаре будем искать это слово?
Дети. В толковом словаре. 

Ученики находят в толковых словарях понятие «бюджет» и зачитывают его.

«Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.

Учитель. Как хорошо известно «денежки счёт любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит из разных источников и сколько денег будет истрачено на разные нужды. Само слово «бюджет» в переводе с английского обозначает «денежная сумка». Бюджет, или денежный план, составляют государства, города, организации и даже семьи.

На экране появляется изображение кошелька с надписью «государственный бюджет».

Учитель. Давайте положим в этот кошелёк монетки. Вы пополнили «государственный бюджет» и деньги, которые были вложены, имеют свое название "доходы". (На доске появляется табличка со словом "доходы".) Приложение 3
Теперь представьте, что нам необходимы средства на разные нужды. Что мы будем делать?
Дети. Мы возьмем деньги из «сумки».
Учитель.  Подумайте, как будут называться деньги, которые тратятся из бюджета?
Дети. Это «расходы» (На доске – табличка "расходы".) Приложение 3
Учитель. При каком распределении расходов и доходов бюджет будет более рациональным:
А) доходы должны быть больше расходов (часть денег бюджета не работают и не приносят прибыль);
Б) доходы должны быть равны расходам;
В) доходы должны быть меньше расходов (слишком большие траты приводят к недостаточности средств, называемым дефицитом).

Дети приходят к выводу, что  наиболее рациональным будет бюджет, в котором доходы равны расходам.

Физ. пауза

Учитель. я предлагаю вам выяснить, из чего складываются доходы и расходы государства. Для этого вам необходимо поработать с учебником с. 74-75. Работаем в паре.

Дети делают вывод (на доске появляются таблички). Приложение 3

Учитель. Что такое налоги?
Дети. Это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
Учитель. За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальный государственный орган – налоговая инспекция. (Демонстрируется картинка с изображением Ногинской налоговой инспекции)

III этап. Диагностика качества усвоения темы

Учитель. Какая тема нашего урока?
Дети. Государственный бюджет.
Учитель. Что мы должны были сегодня узнать?
Дети. Мы должны были узнать, что такое бюджет, доходы, расходы.
Учитель. Расскажите с помощью опорной схемы о государственном бюджете.

Дети с помощью опорных схем рассказывают о государственном бюджете.

Учитель. Достигли  мы поставленной цели на уроке?

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Решение экономических задач. Приложение 2

V этап. Рефлексивная деятельность

Продолжите фразу:

– Было интересно узнать, что …
– Меня удивило …
– Было трудно…
– Теперь я знаю, что…