Урок математики в малокомплектном классе 2-й, 4-й. Тема: "Формула одновременного движения". 4-й класс; "Таблица умножения и деления на 4". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (362 кБ)

Загрузить презентацию (224 кБ)


Цель:

  • Ввести понятие формулы одновременного движения.
  • Формировать навыки решения задач по изученным формулам, умение составлять задачи по схемам.
  • Составить таблицу умножения и деления на 4.
  • Закрепить табличные случаи умножения деления на 2 и 3, решение уравнений, повторить понятия увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Общие цели

  • Развивать математическую речь: правильно употреблять термины, понятия. Развивать смекалку, внимательность, умение находить закономерности, умение решать нестандартные задачки.
  • Воспитывать умение сотрудничать в паре, группах. Прививать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Мультимедиа, ноутбуки, числовой луч, карточки с дополнительным материалом, “паровозик с вагонами”, кружочки для оценки своей деятельности учениками, перфокарты, материал для разминки (ребус, сказочные человечки, лента с числами, магический квадрат, тексты занимательных задачек), таблица Пифагора, таблица умножения, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

А) Цель: Снять психологическое напряжение, настроить на доброжелательное отношение

Приветствие гостей, кивком головы.

- Давайте поприветствуем гостей кивком головы. Тихо сели.

Тренинг “От улыбки к улыбки”. Играют все присутствующие. Передача своей улыбки в два ряда. Если много детей и гостей, то улыбки можно пустить в несколько рядов, для экономии времени.

- Давайте поиграем, передавай свою улыбку дальше. Повернись к соседу и улыбнись, он передает следующему. Спасибо всем за активное участие!

Б) Цель: Формировать осознание цели обучения и значимости учения.

- Как и где можно использовать знания полученные на уроке математики? (предположения детей)

- Всё ли мы знаем по математике? (нет)

- Продолжим путешествие в математику? (да)

- На каждом уроке мы узнаем что-то новое, попробуйте отгадать тему урока по предложенным рисункам и схемам-подсказкам.

Учитель на доске закрепляет на магниты рисунки и схемы.

Рисунок №1. Формулы и схемы.

- Расшифруйте тему урока по математическому ребусу. Чему будем учиться?

4 класс: Формула одновременного движения.

2 класс: Таблица умножения и деления на 4. Проверка.

Мультимедиа. Слайд №1. Правильно!

В) Составление плана деятельности.

Цель: Формировать умение планировать свою деятельность.

- На уроке мы выполняем разные действия, я предлагаю вам два пути решения поставленной цели: работать по плану №1 или отправиться в увлекательное путешествие по стране Математика с остановками на станциях по заданному маршруту.

План №1 Маршрутный лист
1. Повторение. 1. Станция “Угадайка”
2. Работа над новым материалом 2.Станция “Составляйка”
3. Первичное закрепление 3. Станция “физминутка”
4. Повторение 4. Станция “Разгадайка”
5. Итог урока 5. Станция “Отвечайка”

Мультимедиа. Слайд №2

Дети выбирают увлекательное путешествие. Учитель объясняет правила перемещения по маршрутному листку, закрепляют паровозик и вагоны на магнитики.

- Отправляясь в путь на нашем паровозике “Математика”, мы сначала познакомимся с правилами нашего путешествия.

Мультимедиа. Слайд №3

Правила:

1. Выполни разминку.

2. Отправляйся в путь. Решай, угадывай, составляй, смекай.

3. Если тебе было легко находить ответ нарисуй улыбку, если трудно восклицательный знак, если не понял что-то- вопросительный знак.

4. И дальше в путь. В конце путешествия мы сможем определить, на какой станции возникло много вопросов и на следующем путешествии повторим.

Учитель закрепляет на магнитики условные обозначения: “Все понял”, “Было трудно!”, “Возникли вопросы?”

Рисунок №2. Условные знаки.

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила.

В группе должен быть организатор обсуждения, каждый может высказать свою версию решения.

Один говорит, а остальные слушают, каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Говорим вежливо, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

- Открыли тетради, написали дату, “Классная работа”. Соблюдайте правила ведения тетради.

2. Актуализация и фиксация трудности.

Цель: Выявить причины затруднений.

Разминка №1 “Игра на внимательность”. Показ слайда 5 секунд.

Рисунок №3. Игра.

Мультимедиа. Слайд №4

Восстановить последовательность расположения сказочных человечков.

Учитель на магнитики закрепляет человечков по ответам детей. Проверка.

Мультимедиа.Слайд №4.

- Молодцы! Паровозик отправляется в путь!

- До станции “Угадайка” нам нужно выполнить следующие задания:

4 класс: Откройте учебник на странице 105 №1. Выполните по заданию.

Слайд №1 (Ноутбук)

2 класс: Решите выражения.

Мультимедиа. Слайд №5

4 класс: Сформулируйте формулу одновременного движения! (не можем)

2 класс: Значение всех выражений нашли? (нет) Какие выражение вызвали затруднение? Почему? (нужно узнать таблицу умножения и деления на 4)

Почему не удалось найти ответ на поставленный вопрос? Нужны новые знания!

2 класс: Надо составить таблицу умножения и деления на 4.

4 класс: Вывести формулу одновременного движения.

Нарисуйте знаки на кружочках. Я сложу их в вагончик этой станции.

Отправляемся дальше в путь к следующей станции “Составляйка”

Вывод: Необходимо узнать, открыть новое.

3. Решение проблемы.

Цель: Составление таблицы умножение и деления -2 класс.

Вывести формулу одновременного движения – 4 класс.

- Продолжаем путешествие к станции “Составляйка”.

- Начнем с разминки. Нам нужно разгадать ребус.

Рисунок №4. Ребус “Точка”

Разминки №2. Разминка “Ребус”. Ответ: “Точка”

4 класс: Откройте учебник на странице 105 №2 . Напишите формулы: скорости сближения, времени встречи, расстояния за определенный промежуток времени. Проверка.

Слайд №2 (ноутбук)

Страница 105 №3 решите задачу, напишите формулу одновременного движения. Прочитайте правило на странице 106. Проверка.

Слайд №3 (ноутбук)

2 класс: Составление таблицы умножения и деления на 4.

- Откройте учебник на странице 12 №1.

- Вам в помощники предлагается таблица умножения, числовой луч, таблица Пифагора . Можете использовать любой из предложенных материалов.

- Используя составленную таблицу, выполните №2. Но сначала давайте вспомним порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками.

Мультимедиа. Слайд №6

1 строку выполняет Алевтина.

2 строка выполняет Захар.

3 строку выполняет Кеша. Проверка.

Мультимедиа. Слайд №7

Вывод: Проблема успешно решена.

4 класс: Вывели формулу одновременного движения.

2 класс: Составили таблицу умножения и деления на 4.

- Нарисуйте знаки на кружочках. Я сложу их в вагончик этой станции. Молодцы! Теперь надо торопиться к следующей станции.

4. Физминутка

Цель: Прививать стремление вести здоровый образ жизни.

Отправляемся дальше в путь к следующей станции “Оздоровляйка”! Но прежде надо найти правильный ответ к веселым задачкам.

Разминка №3. Веселые задачки

1.

Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (10)

2. Медведи пилили бревно. Они сделали 4 распила.Сколько чурбаков получилось?(5)

- Молодцы! Можно ехать к следующей станции.

- В математике, как и в любом деле, нужно во время давать себе отдых.На этой станции люди часто задумываются о здоровье.

- Как вы думаете, зачем человеку здоровье? Важно сохранить здоровье или потеряв его заняться лечением? (предположения детей о важности вести здоровый образ жизни)

- Вы согласны с утверждением: “Кто здоровье сбережет, тот долго и счастливо проживет”?

- Давайте сделаем веселую физзарядку.Мультимедиа. Слайд №8

  • 4 х 2 = - хлопков
  • 4 х 3 = - прыжков
  • 4 х 1 = - приседаний
  • 24 : 4 = - наклонов вперед

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.

Вывод: Береги здоровье, соблюдай здоровый образ жизни.

4. Закрепление пройденного.

Цель: 4 класс. Формировать умение решать задачи по изученным формулам, составлять задачи по схемам.

2 класс. Применять знания табличных случаев умножения и деления в решении уравнений, нахождении значений выражений. Закрепить умения выполнять задания на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

- Скорее выполним разминку и в путь!

Разминка №4 “Найди закономерность”. Лента из чисел 34, 45, 56, 67, 78, …

- По какой закономерности расположили числа?

Десятки увеличиваются на 1, единицы тоже увеличиваются на 1.

- Молодцы! Можно ехать к станции “Разгадайка”.

4 класс. Первичное закрепление.

а) На странице 106 решите задачу №4. Выполните проверку.

Слайд №4 Ноутбук.

б) Составьте задачу к схеме на слайде №5, решите.

Слайд №5. Ноутбук.

После решения выполните проверку.

Слайд №6. Ноутбук

в) Решите задачи на слайде №7. Выполните проверку. Слайд №8

Дополнительный материал на слайдах № 9,11

2 класс. Решение уравнений.

а) На странице 12 №3, найдите решение уравнений.

1 уравнение выполняет Алевтина.

2 уравнение выполняет Захар.

3 уравнение выполняет Кеша. Проверка

Мультимедиа Слайд №9.

б) Повторение заданий на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

- Когда слышите слово увеличить, что себе представляете? (высказывания детей)

- Когда говорят увеличить число на несколько единиц, то становится больше или меньше? (больше)

- Что представляете, с чем связываете слово “уменьшить”? (высказывания детей)

- Что происходит с числом, когда идет уменьшение на несколько единиц? (становится меньше).

- Давайте проверим наши ответы.

Мультимедиа. Слайд №10

- Заполните таблицу на странице 13 №5. Проверка.

Мультимедиа. Слайд №11.

Дополнительный материал. Индивидуальное решение уравнений на карточках. Взаимопроверка.

Вывод: Знания помогли выполнить поставленные задачи.

4 класс. Умение использовать формулы при решении задач.

2 класс. Знание табличных случаев умножения и деления, помогли в решении уравнений.

5. Итог урока

Цель: Выявить знания основных понятий, терминов и понимания изученного материала, осознания цели обучения и значимости учения.

- А теперь осталось выполнить разминку и отправится к последней станции “Отвечайка”.

Разминка№5 “Магический квадрат”. Найди недостающую фигуру.

Рисунок №5. Магический квадрат.

4 класс. Напишите ключевые слова, формулы, изученные на уроке.

2 класс. Выберите ключевые слова для нашего урока.

Мультимедиа. Слайд № 12

Умножение на 4, деление на 4, уравнения, увеличения на, уменьшение на, думай, рассуждай, смекай, разгадывай, играй, отвечай, береги здоровье, формула, площадь, выражения.

- Как вы думаете, зачем учить наизусть таблицу умножения и деления?(предложения детей)

- Можно ли правильно делить, не зная таблицы умножения? (Нет) Почему?

- 4 класс, по группам зачитайте ключевые слова этого урока.

Молодцы! Мы на славу потрудились! В группах оцените работу каждого. Поставьте отметки в кружочки и покажите мне. Хорошо! Я сегодня согласна с вами!

Домашнее задание:

4 класс: Составить задачу по изученной теме.

2 класс: Сделайте перфокарту для проверки знания умножения и деления на 4.

Рисунок №6 Образец перфокарты.

Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество дружеским рукопожатием.

Мне было приятно работать с вами. Спасибо!

Вот и последняя станция нашего урока, но путешествие по стране математика не заканчивается, нас ждут новые открытия, интересные путешествия.