Пальчиковая гимнастика на занятиях по лего-конструированию

Разделы: Работа с дошкольниками


“Пальчиковые игры” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6–7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2–3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.

Цель моей работы: Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.

Задачи:

– Развивать речь детей , расширять словарный запас.
– Развивать конструктивные навыки и творческие способности; расширять кругозор детей: развивать психические способности с помощью лего– конструктора; развивать мелкую моторику рук.

Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может “отбить” интерес к игре.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется игра Lego (Лего) конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.

  1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие “кирпичики”. Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один “кирпичик”. Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.
  2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.
  3. Как правило, в наборе lego бывают деревья. Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из лего соберём постройку.

Всех вариантов применения конструктора не перечислить. Его можно использовать как строительный, раздаточный, счетный материал. Незаменим он и для сюжетно-ролевых игр.

Возьмите наборы для детского творчества и поиграйте, например, в сказку. Пусть зайчик живет в лубяном домике из желтых кирпичиков lego, а лиса – из синих. С приходом весны пусть вокруг домика распускаются цветы и бегут ручьи. Фантазии нет предела. Подобные занятия полезны для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти, и особенно, творческого воображения ребенка.

Приложение.