Цели урока:
- ознакомить с понятием “нравственность”, “золотое правило нравственности”;
- развитие понимания значения нравственности;
- формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие культуры речи;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.
– Как вы поняли, что такое честь и достоинство?
– Приведите примеры.
– А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.
3. Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2). Приложение
– Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.
– Что может быть золотым?
– Каково прямое и переносное значение этого слова?
4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.
5. Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.
– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не
делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).
В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь –
Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского
рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много
трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10
заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6).
– Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.
– Чему же учат эти правила, что их объединяет?
Ответы учащихся.
– Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть “золотое правило” нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).
6. Работа учащихся над осознанием “золотого правила” нравственности.
Учащиеся выполняют задание в группах:
– Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.
Обсуждение результатов работы в группах.
7. Работа с учебными пособиями.
На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.
8. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: выписать “золотое правило” нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
– Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно “золотого правила” нравственности, которые были у вас.
– В чем вы были близки к формулировке “золотого правила” нравственности?
– Согласны ли вы с ними?
9. Обобщение урока.
10. Домашнее задание.
– Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило “золотому правилу” нравственности.
Мама
________________________________________________________________________ Папа ________________________________________________________________________ Дедушка/бабушка _____________________________________________________________ Брат/сестра __________________________________________________________________ |