Проект как одна из технологий компетентностного подхода в обучении немецкому языку

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы. На сегодняшний день метод проектов является актуальным в современной школе.

Коллективная работа над большим и важным делом формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т. д.

Проектная работа может объединить всех участников образовательного пространства: учащихся, их родителей, учителей.

Использование проектной методики играет большую роль в изучении иностранных языков. В качестве долгосрочных проектов во 2 классе выступают:
– подготовка к празднику в конце первого полугодия;
– подготовка к прощальному празднику в конце учебного года, предусматривающему инсценирование какой-либо сказки.
Основная задача каждого проекта – смотр достигнутого. Это означает подготовку выступления на немецком языке: чтение наизусть рифмовок, считалок, разыгрывание сценок (инсценировка готовых диалогов, а также видоизмененных, составленных по аналогии), исполнение песен, сопровождаемое танцами, рассказы о персонажах учебника, о себе, о своих друзьях. Это предполагает сочетание работы над немецким языком с эстетической и трудовой деятельностью (последняя включает подготовку поделок, реквизита, оформление помещения).
Работа над проектом предусматривает также индивидуальную работу школьников: поиск дополнительной информации, ее оформление.
Сочетание индивидуальной работы с работой в сотрудничестве помогает развитию взаимопомощи, толерантности, чувства ответственности.
Ориентация на праздник как итоговое мероприятие мотивирует школьников, развивает инициативу, творчество. Важно найти подходящие роли для каждого ребенка, учитывая его возможности, желания, способности. На праздник приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители, друзья из других школ, что придает смотру достигнутого социальную значимость.

Проект: Праздник алфавита „Das ABC-Fest“ во 2 классе.

Вид проекта: творческий проект (не имеет детально проработанной структуры, подчиняется жанру конечного результата (праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий праздника).

Классификация проекта по комплексности: монопроект (в рамках одного предмета), по характеру контактов между участниками: внутришкольный, по продолжительности: долгосрочный (30 часов).

Сроки проведения: 06 сентября – 27 декабря.

Участники проекта: учащиеся 2 класса, учащиеся 3–4-х классов, родители.

Первый этап: Учащиеся обсуждают вместе с учителем проблему – в занимательной форме подготовить смотр достигнутого всеми и каждым в отдельности. Они выясняют, что они уже знают и какие знания и навыки им необходимы для решения этой проблемы.

Формулируются совместно с У. конкретные задачи:

  1. отбирать в процессе работы над главами учебника материал для праздника (рифмовки, песни, диалоги для инсценирования и т. д.);
  2. подготовить выставку рисунков сказочных персонажей (рисовать умеют),
  3. оформить помещение для праздника, это будет класс,
  4. пригласить гостей на праздник.

Намечаются следующие сроки:

  1. Выставка рисунков – 1 неделя.
  2. Приглашение гостей – 1 неделя (выяснить, чьи родители смогут присутствовать на празднике; приедут ли гости из соседней школы).
  3. Оформление помещения для праздника к началу декабря, помощь учеников из других классов для оформления класса к Адвенту.
  4. Подготовка костюмов (к 20 декабря).
  5. Подбор материала для праздника – в течение первого полугодия.
  6. Обсуждение сценария на уроках повторения.

Отдельно учитель встречается с родительским комитетом 2 класса и сообщает о подготовке к празднику. Чем родители могут помочь?

Намечается следующее: смогут присутствовать три мамы на празднике, подарки купят детям, подготовят элементы костюмов после обращения своих детей, выступят на празднике.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка сценария праздника „ABC-Fest“.
  • Активизация личностных качеств ученика (воли, преодоления нерешительности, страха, тревоги), развитие личности ученика.
  • Взаимопомощь, общение учащихся друг с другом.
  • Выполнение учащимися различных социальных ролей.
  • Развитие интеллектуальных умений учащихся, таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие,
  • Социальная адаптация в обществе.
  • Проявление толерантности.
  • Чувство удовлетворения от результатов своего труда.
  • Убеждённость учащихся в практической, реальной значимости владения иностранным языком.

Второй этап: этап разработки и проведения праздника. В процессе изучения немецкого языка учащиеся отбирают понравившиеся им песенки, диалоги, стишки. Происходит систематизация отобранного материала и готовится презентация продукта совместной деятельности, т.е. праздника. Учащиеся составляют в своих тетрадях список песенок, диалогов и стишков. Потом на уроке обсуждаем списки, отбираем номера для праздника. Важно, чтобы не было ссор и роли достались всем. Особое значение имеет создание благожелательной оптимистической атмосферы. Важно не допускать излишнего утомления детей. Этому может способствовать чередование форм активности школьников (умственная, физическая), смена видов деятельности, в частности, широкое использование игр. Поэтому учитель готовит к празднику несколько игр, что будет для учащихся сюрпризом.

Критерии оценивания

В устном выступлении учитывается:

1. содержательная сторона выступления:

  • логичность,
  • полнота изложения,
  • переходные “мостики”,

2. фонетическое звучание:

  • интонация,
  • паузы,
  • логическое ударение,
  • беглость речи,

3. эмоциональность;

4. умение реагировать на вопросы.

Сценарий праздника:

  1. Вступление – 1 мин.
  2. Песенка „Guten Tag! Wie geht‘s?“ – 1 мин.
  3. Стихотворение “Учу немецкий” – 1 мин.
  4. Стихотворение „ABC“ – 2,5 мин.
  5. Песенка „ABC – Lied“ – 1,5 мин.
  6. Песенка-танец „Hampelmann“ – 1,5 мин.
  7. Игра “Знакомство” – 6 мин.
  8. Рассказы о себе – 3 мин.
  9. Стишки – 5 мин.
  10. Озвучивание рисунков – 3 мин.
  11. Песенка-танец „ Brüderchen, komm tanz mit mir“– 1,5 мин.
  12. Игра “Я – сказочный персонаж” – 5 мин.
  13. Песенка-танец „Mit kling – ling – ling“ – 1,5 мин.
  14. Игра “Помоги Гномикам найти свои домики” – 4 мин.
  15. Игра “Какой буквы здесь нет” – 2 мин.
  16. Игра “Буквы рассыпались” – 2 мин.
  17. Выступление родителей. – 1 мин.
  18. Закрытие Праздника

Третий этап: этап оценки деятельности и результата.

Подведение итогов:

  • Первичный анализ показал, что желание учащихся работать над проблемой при столкновении с первыми трудностями, при взаимодействии с членами группы не пропало.
  • Учащиеся впервые задумались над предложенной проблемой, обратились к себе самому с вопросами. С постановки таких вопросов начинается рефлексия как поиск себя, смысла жизни, поиск своего места в окружающем мире, что имеет огромное воспитательное значение.
  • Презентация проекта важна для самосознания каждого участника. Выступление перед одноклассниками, приглашёнными гостями дало каждому ученику публично проявить себя. Школьники получили первый опыт правильно держаться перед слушателями, преодолели застенчивость, скованность. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнителей проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение.
  • Важна также социальная значимость полученного результата, т.е. всё, что школьники делали, они делали не только для себя, но и для других.
  • Удалось создать для каждого участника проекта личностно-ориентированную ситуацию и условия для выбора партнёра и предпочтительной деятельности, тем самым индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения и воспитания.
  • Работа над проектом действительно позволила обеспечить социализацию и саморазвитие каждого учащегося.
  • Каждый из участников проекта получил возможность увидеть достигнутый им прогресс в овладении немецким языком.
  • Совместное с учителем планирование работы стимулировало развитие рефлексии, знакомило учащихся с тем, как планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, следуя своим интересам, склонностям и учитывая свои возможности.
  • Кроме того, некоторые ученики были поставлены в ситуацию нравственного выбора, проявления толерантности по отношению к другим.
  • Работа над проектом позволила формировать языковые знания, развивать навыки и умения учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме параллельно, а также использовать немецкий язык на уровне реальной коммуникации.
  • Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, костюмов, рисунков), характер реализованных инициатив и др.). Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Оценивая результат деятельности, сопоставляем цели первого этапа и сравниваем их с достигнутым результатом.

“Праздник алфавита” получился радостным событием в жизни второклассников, так как на нем подвели итоги всему, чему они научились за полгода. Он действительно стал настоящим праздником для детей. Красочно оформили класс, где проходил праздник (его украсили цветными шарами, рисунками сказочных персонажей известных немецких сказок, а также музыкальное оформление). Учащиеся выучили алфавит, песенки, сценки, диалоги; поиграли в различные игры; “пообщались” с Петрушкой и Колдуньей Hexe (особенно поразил детей Hampelmann); получили возможность продемонстрировать свои знания. В конце праздника получили подарки от родителей, что совершенно не ожидали. Родители поблагодарили детей и учителя за доставленную радость.

Приложение.

Литература:

  1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
  2. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Книга для учителя к учебнику для 2 класса. В электронном виде. Сайт издательства “Просвещение”: www.prosv.ru
  3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.
  4. Черникова С.А. Дидактический материал по немецкому языку. Разрезные карточки для индивидуальной работы. 2-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 95 с.
  5. Якимкина В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 122 с.
  6. Deutsch Kreativ Методический журнал для учителей немецкого языка, №1, 2005 г.
  7. Kinderlieder/ Немецкие детские песни. Пособие по детскому музыкальному фольклору немецкоязычных стран. – Ульяновск: Издательство СЧП “Язык и литература”, 1995 г. – 32 с. Uljanowsk: Verlag FPB „Sprache und Literatur“, 1995. – 32 S. Аудиокассета к сборнику.