Десятичная запись дробных чисел. Методическая разработка урока открытия нового знания в 5-м классе

Разделы: Математика


Основные содержательные цели:

  • Сформировать понятие десятичной дроби (определение), умение записывать и читать десятичные дроби (алгоритм).
  • Повторить и закрепить: представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки.

Формирование Универсальных Учебных Действий на данном этапе изучения темы:

  • Познавательные УУД: составление схемы понятия, определения; постановка и решение проблемы при составлении задачи. Сравнение, обобщение, выявление и использование аналогии при введении понятия.
  • Регулятивные УУД: выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции (соотнесение с эталоном, отыскание и исправление ошибок).
  • Коммуникативные УУД: формулирование высказываний в рамках учебного диалога, использование математических терминов, умение слушать, выступать, умение работать в паре, в группе, взаимоконтроль, взаимопроверка.
  • Личностные УУД: рефлексия собственной деятельности, проявление интереса к изучению десятичных дробей, истории их возникновения.

Ход урока

Устный счет

Вычислить:

25х9 25х99 25х11 2525:25 25000:25
42х9 42х99 42х11 42042:42 42000:420

1) В этом пункте учащиеся знакомятся с десятичными дробями, а точнее с новой записью уже известных им дробей со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. При изучении этой темы полезно познакомить учащихся с историей появления данного способа записи дробей, рассказать им, как одно и то же открытие было совершено разными учеными с разницей в сто лет. Факты из истории развития математического знания вызывают интерес у учащихся и показывают практическую значимость изучаемого ими учебного предмета.

Презентация. История возникновения десятичных дробей.

В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик и астроном Джемшид Ибн Масуд аль-Каши Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Аль-Каши написал книгу "Ключ к арифметике”, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены .

В 1585 году, независимо от аль-Каши, нидерландский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге "Десятая". Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действия с десятичными дробями. Стевин ещё не пользовался запятой, но писал дробные знаки в одну строку с цифрами целого числа. При этом он нумеровал десятичные знаки, вписывая порядковые номера в окружности рядом с цифрой или над цифрой.

2) Для того чтобы зафиксировать внимание учащихся на дробях со знаменателем 10n, которые станут “героями” новой темы, можно предложить учащимся выразить именованные числа с меньшей единицей измерения через более крупную единицу измерения.

Например:

  • 1см в дм,
  • 25 кг в центнерах,
  • 123 г в кг,
  • 50 см2 в дм2

После чего следует попросить учащихся выделить общий признак полученных обыкновенных дробей – знаменатель записан с помощью единицы и нескольких нулей. Здесь же можно выйти на запись – 10n.

После этого учащиеся знакомятся с новой записью этих дробей – в строчку, с помощью запятой, которая отделяет целую часть от дробной.

В использованных примерах в числителе столько же знаков, сколько нулей в знаменателе. Учащиеся фиксируют правило:

В десятичной записи дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

3) Проблему можно развернуть на случае, когда в числителе обыкновенной дроби цифр меньше, чем нулей в знаменателе.

Учащимся дается задание: запиши в виде десятичной дроби число три целых девять сотых. Для открытия учащимся придется применить “математическую хитрость”: приписать к числителю недостающий знак, так, чтобы число не изменилось, таким знаком будет цифра ноль, записанная слева от числа, т.е. 09.

Целесообразно на актуализации выполнить задание: припиши к данному числу ноль справа, прочитай полученное число, припиши к данному числу ноль слева, прочитай полученное число.

Приводится аналогия с вводом кода домофона или номера квартиры, записью даты в стандартном виде и др.

3=3=3,072.

Аналогично:==0,09.

Учащиеся составляют алгоритм десятичной записи.

  1. Уравнять (если это необходимо) число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.
  2. Записать целую часть (она может быть равна нулю).
  3. Поставить запятую ,отделяющую целую часть от дробной.
  4. Записать числитель дробной части.

Например,

 =0,3

2=2,47

=0,056;

Приведите три своих примера.

Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Можно придумать свои примеры, можно для тренировки сначала вписать в таблицу дроби, записанные на доске.

Дробь Десятичная дробь
Целая часть , Дробная часть
... сотни десятки единицы десятые сотые тысячные десятитысячные сто-тысячные миллионные ...
38     3 8 , 0 0 1 3 5    
                         

Рефлексия.

  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Что вызвало наибольшие затруднения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить алгоритм, №1139 (Десятичная запись дробей), 1144 (Примеры).

Темы индивидуальных заданий (по желанию)

1. Происхождение десятичных дробей.

2. От шестидесятеричных к десятичным дробям (Аль-Каши).

3. “Десятая” Симона Стевина.

4. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества.

Презентация.

Литература и электронные ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
  2. Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
  3. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., Математика, 5 класс. Части 1, 2 . Издательство “Ювента” - 2010.
  4. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., программа “Учусь учиться” курса математики для 5-6 классов, Москва, 2007.
  5. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., “Математика 5-6 классы. Методические материалы к учебникам”, Москва, 2005.
  6. Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевская, “Построй свою математику” . Карточки-эталоны для 5 класса.
  7. https://urok.1sept.ru
  8. http://www.school-collection.edu.ru
  9. http://www.fcior.edu.ru
  10. http://www.windov.edu.ru
  11. http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/6/
  12. http://www.sch2000.ru/employees/consultation/
  13. http://www.alleng.ru/index.htm