Занятие по истории Сталинградской битвы "От солдата до генерала". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель:

  • познакомить учащихся 5 класса с основными событиями Сталинградской битвы, с подвигами защитников города;
  • воспитание гордости за народ – победитель, уважения к истории страны.

Задачи:

  • рассмотреть основные события Сталинградской битвы,
  • показать примеры мужества участников Сталинградской битвы,
  • развивать умения учащихся читать предложенные тексты анализировать, делать выводы, работать с рабочим листом.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска, компьютер, презентация,
  • пакет документов и рабочих материалов,
  • рабочие листы.

Текст учителя

Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России»

  • 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год; произошло 26 августа по старому стилю.);
  • 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
  • 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой (1941 год).

Наше занятие посвящено 70-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

На уроке будет идти работа по заполнению рабочего листа, вы будете читать и анализировать документы.

Учащиеся получают рабочий лист и пакеты текстами о Сталинградской битве и её героях. (Приложение 10)

Задание 1. Опираясь на свои знания, дайте объяснения следующим словам

Далее учащиеся зачитывают свои ответы, дополняют друг друга.

Задание 2. Запишите, какие памятники и памятные места в Москве посвящены Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 г.г.

Далее учащиеся представляют классу свои ответы.

Задание по работе с Листом. Посмотрите ещё раз задания в ваших рабочих листах. (Приложение 11)

Порядок работы с пакетом материалов

  • Просмотрите предложенные материалы,
  • Выберите тот, который вы сможете прочитать (объем, содержание),
  • Прочитайте текст, при работе можно использовать карандаш,
  • Сделайте записи в своем рабочем листе,
  • Расскажите материал одноклассникам.
  • Помните о времени – оно не безгранично на уроке

Задания учащимся для работы с пакетом материалов.

Все выступления учащихся сопровождаются презентацией (Приложение 12)

1 Мамаев курган. Памятник «Родина – мать» Приложение 1
2 Дом Павлова Приложение 2
3 Василий Зайцев Приложение 3
4 Матвей Путилов Приложение 4
5 Михаил Паникаха Приложение 5
6 Чуйков Василий Иванович Приложение 6
7 Шумилов Михаил Степанович Приложение 7
8 Родимцев Александр Ильич Приложение 8
9 «Остров Людникова» Приложение 9

Далее, в течение 7-10 минут идет работа учащихся с материалами по истории Сталинградской битвы. Одинаковые задания получают 2-3 группы, после выступления одной группы учащиеся дополняют и конкретизируют ответы одноклассников.

Представление классу итогов работы с материалами

Беседа по итогам занятия

Сталинград – это город – герой так как,..

2 февраля 1943 года – День воинской славы – было важное историческое событие.

Это …

Как ты понял название занятия «От солдата до генерала?»

О чем бы ты спросил при встрече у защитника Сталинграда?

Благодаря чему Красная Армия победила в Сталинградской битве?

Когда ты приедешь в Волгоград (так называется Сталинград с 1961 года) какие места и почему посетишь?

О чем это стихотворение? Прочитай его с выражением

В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.

И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз
заметишь, каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
(М. Агашина)

В заключении занятия звучит песня «Горячий снег» (А. Пахмутова, Н. Добронравов, Ю. Гуляев)