1. Основы теории подвижных игр.
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков и другие движения. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровое действие, возможность проявить инициативу, волю, воображение: издавна способствовали широкой популярности подвижных игр как средства физического воспитания молодежи.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовались в народной педагогике, как эффективное средство физического воспитания и совершенствования.
Анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры издавна широко использовались в подготовке молодежи к труду и успешному выполнению военных обязанностей.
Содержание игры составляют: сюжет, правила, двигательные действия, входящие в игру, форма игры – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная.
Методические особенности зависят от ее содержания и формы, им свойственны образность, самостоятельность действий, элементы соревнования.
2. Возникновение игры.
Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражается особенность психического склада народностей, идеология, воспитания, уровень культуры. Некоторые игры приобретаю определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
3. Отличие подвижных игр от спортивных игр.
- Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.
- Для судейства игры не требуется категория судейства.
- Отличие по рангам соревнований.
- Не требуется специальной техники.
4. Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания.
Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных интересов интересам всего коллектива.
5. Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием.
Различают основные группы игр: «не командные» – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.
«Пятнашки» (с различными заданиями) – развивает быстроту в беге, используя такие приемы, как ловля и увертывания.
«Переходные игры» – игры, в которых появляются элементы согласованных действий внутри отдельных групп. В начале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы.
«Ловля парами, цепочками» – развивают ловкость, обучаем согласованным действиям между участниками.
«Командные» – игры в которых соревнования проходят между целыми игровыми коллективами.
«Пятнашки мячом», «эстафеты навстречу друг другу» – развивают быстроту.
Для детей 7-11 лет характерно – плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Система кровообращения заключается в увеличении объема сердца. Частота дыхания становится с 23 вздохов в минуту до 19.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младшем возрасте:
- Развитие ловкости, быстроты и гибкости.
- Закрепление и совершенствование двигательных навыков.
- Обучение согласованным действиям в паре, тройке.
Игры для подготовительной части занятий:
- Шишки.
- Желуди.
- Орехи.
- Птица.
- Рыба.
- Зверь.
6. Подвижные игры в среднем возрасте.
В связи с процессом полового созревания в этом возрасте происходят неодновременное формирование отдельных систем и органов подростка. Интенсивно идет процесс развития дыхательной системы. Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, интенсивно растет масса и объем сердца.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в среднем возрасте:
- Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы.
- Закрепить и совершенствовать спортивные элементы.
- Воспитать смелость, волю, упорство.
- Развитие функциональных систем организма
Игры для данной возрастной группы усложняются по содержанию:
- Воробеи и вороны.
- День и ночь.
- Салки с передачей эстафеты.
- Паровозы.
- Переправа.
- Гонка мячей.
7. Подвижные игры на занятиях по различным видам спорта.
Легкая атлетика (Приложение 1):
- «Колесо» – совершенствовать технику бега по виражу.
- «Собака и лис» – развивать быстроту реакции.
- «Челнок» – совершенствовать прыжок с места в длину.
Баскетбол (Приложение 2):
- «Борьба за мяч» – совершенствовать технику ловли и передачи.
Футбол (Приложение 3):
- «Квадрат» – совершенствовать технику передачи.
Гимнастика (Приложение 4):
- «Мосты и колена» – совершенствовать мост в сочетании с другими двигательными действиями
8. Организация и проведение подвижной игры.
Строить процесс обучения следует при активном участие в нем учеников, на базе осознания ими ценности занятия играми для их всестороннего развития (принцип сознательности и активности).
Использовать разнообразные формы наглядности для лучшего восприятия изучаемых упражнений (принцип наглядности).
Обеспечить доступность физической координации и психологических нагрузок (принцип доступности).
Принцип систематичности.
Принцип прочности.
Практическая деятельность руководителя игры складывается из следующих элементов:
- Выбор игры – определяется педагогическими задачами, которые надо решить в процессе занятий. Важен также учет возрастных особенностей занимающихся, их физическая подготовка.
- Подготовка места и инвентарь. Надо предусмотреть, чтобы в зоне игры не было посторонних предметов, мешающих движению занимающихся.
- Инвентарь и его количество необходимо проверить и предусмотреть заранее. Он раздается участникам или расставляется только после объяснения игры.
- Организация желающих. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ.
- Объяснение игры. Рассказ должен не только создавать полное представление об игре, но и заинтересовать ею, вызвать стремление к активному действию.
Руководство игрой:
- Наблюдение за действиями участников.
- Исправление ошибок.
- Пресечение проявлений грубости.
- Регулирование нагрузки.
Подведение итогов.
По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты, решение судьи обязательны для всех.
Список литературы:
- Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
- Жуков М.Н. Подвижные игры. Издат. центр академия, 2000.
- Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. - Мн. 1988.
- Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.
- Подвижные игры в школе. - М.: ФиС, 2001.
- Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо. Лениздат, 1984.