Подвижные игры как средство педагогических задач в различных звеньях физического воспитания

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Основы теории подвижных игр.

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков и другие движения. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровое действие, возможность проявить инициативу, волю, воображение: издавна способствовали широкой популярности подвижных игр как средства физического воспитания молодежи.

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовались в народной педагогике, как эффективное средство физического воспитания и совершенствования.

Анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры издавна широко использовались в подготовке молодежи к труду и успешному выполнению военных обязанностей.

Содержание игры составляют: сюжет, правила, двигательные действия, входящие в игру, форма игры – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная.

Методические особенности зависят от ее содержания и формы, им свойственны образность, самостоятельность действий, элементы соревнования.

2. Возникновение игры.

Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражается особенность психического склада народностей, идеология, воспитания, уровень культуры. Некоторые игры приобретаю определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

3. Отличие подвижных игр от спортивных игр.

  1. Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.
  2. Для судейства игры не требуется категория судейства.
  3. Отличие по рангам соревнований.
  4. Не требуется специальной техники.

4. Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания.

Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных интересов интересам всего коллектива.

5. Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием.

Различают основные группы игр: «не командные» – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.

«Пятнашки» (с различными заданиями) – развивает быстроту в беге, используя такие приемы, как ловля и увертывания.

«Переходные игры» – игры, в которых появляются элементы согласованных действий внутри отдельных групп. В начале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы.

«Ловля парами, цепочками» – развивают ловкость, обучаем согласованным действиям между участниками.

«Командные» – игры в которых соревнования проходят между целыми игровыми коллективами.

«Пятнашки мячом», «эстафеты навстречу друг другу» – развивают быстроту.

Для детей 7-11 лет характерно – плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Система кровообращения заключается в увеличении объема сердца. Частота дыхания становится с 23 вздохов в минуту до 19.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младшем возрасте:

  1. Развитие ловкости, быстроты и гибкости.
  2. Закрепление и совершенствование двигательных навыков.
  3. Обучение согласованным действиям в паре, тройке.

Игры для подготовительной части занятий:

  1. Шишки.
  2. Желуди.
  3. Орехи.
  4. Птица.
  5. Рыба.
  6. Зверь.

6. Подвижные игры в среднем возрасте.

В связи с процессом полового созревания в этом возрасте происходят неодновременное формирование отдельных систем и органов подростка. Интенсивно идет процесс развития дыхательной системы. Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, интенсивно растет масса и объем сердца.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в среднем возрасте:

  1. Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы.
  2. Закрепить и совершенствовать спортивные элементы.
  3. Воспитать смелость, волю, упорство.
  4. Развитие функциональных систем организма

Игры для данной возрастной группы усложняются по содержанию:

  1. Воробеи и вороны.
  2. День и ночь.
  3. Салки с передачей эстафеты.
  4. Паровозы.
  5. Переправа.
  6. Гонка мячей.

7. Подвижные игры на занятиях по различным видам спорта.

Легкая атлетика (Приложение 1):

  • «Колесо» – совершенствовать технику бега по виражу.
  • «Собака и лис» – развивать быстроту реакции.
  • «Челнок» – совершенствовать прыжок с места в длину.

Баскетбол (Приложение 2):

  • «Борьба за мяч» – совершенствовать технику ловли и передачи.

Футбол (Приложение 3):

  • «Квадрат» – совершенствовать технику передачи.

Гимнастика (Приложение 4):

  • «Мосты и колена» – совершенствовать мост в сочетании с другими двигательными действиями

8. Организация и проведение подвижной игры.

Строить процесс обучения следует при активном участие в нем учеников, на базе осознания ими ценности занятия играми для их всестороннего развития (принцип сознательности и активности).

Использовать разнообразные формы наглядности для лучшего восприятия изучаемых упражнений (принцип наглядности).

Обеспечить доступность физической координации и психологических нагрузок (принцип доступности).

Принцип систематичности.

Принцип прочности.

Практическая деятельность руководителя игры складывается из следующих элементов:

  1. Выбор игры – определяется педагогическими задачами, которые надо решить в процессе занятий. Важен также учет возрастных особенностей занимающихся, их физическая подготовка.
  2. Подготовка места и инвентарь. Надо предусмотреть, чтобы в зоне игры не было посторонних предметов, мешающих движению занимающихся.
  3. Инвентарь и его количество необходимо проверить и предусмотреть заранее. Он раздается участникам или расставляется только после объяснения игры.
  4. Организация желающих. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ.
  5. Объяснение игры. Рассказ должен не только создавать полное представление об игре, но и заинтересовать ею, вызвать стремление к активному действию.

 Руководство игрой:

  1. Наблюдение за действиями участников.
  2. Исправление ошибок.
  3. Пресечение проявлений грубости.
  4. Регулирование нагрузки.

Подведение итогов.

По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты, решение судьи обязательны для всех.

Список литературы:

  1. Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры. Издат. центр академия, 2000.
  3. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. - Мн. 1988.
  4. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.
  5. Подвижные игры в школе. - М.: ФиС, 2001.
  6. Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо. Лениздат, 1984.