Особую роль в формировании самооценки исследователи отводят семье. В число факторов, влияющих на формирование самооценки, входят и такие, как прочность семьи, стиль воспитания, заинтересованность взрослых в делах ребенка; в школе – педагогическая отметка, вовлечение учащихся в оценочную деятельность (Ш.А. Амонашвили, 1984; А.И. Липкина, 1980).
Одним из факторов, влияющих на формирование самооценки в школе является педагогическая отметка, вовлечение учащихся в оценочную деятельность (Ш.А. Амонашвили, 1984; А.И. Липкина, 1980).
С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же— это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.
Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. [5]
В отечественной педагогике существует уже сорокапятилетний успешный опыт осуществленный группой педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили, в результате которого разработана система обучения в начальной школе не предусматривающая вообще отметок. В обобщенном виде результаты творческого поиска представлены в работах Ш.А. Амонашвили "Обучение. Оценка. Отметка" (М. 1980) и "Школа жизни" (М. 2000). В педагогической науке такой подход известен как содержательная (качественная) оценка знаний. [4]
Одно из требований современного общества - формирование активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах человека. Именно сегодня особую значимость приобретает умение детьми самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку извне. Именно безотметочное обучение позволяет развивать оценочную активность учащихся и играет в этом отнюдь не последнюю роль.
При безотметочном обучении оценивания представляется в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого самим человеком. В этом случае гуманистический потенциал оценки гораздо более высокий.
Безотметочное обучение оказывает влияние на мотивацию учения учащегося. В наше время большое значение имеют вопросы непрерывного образования в течение всей жизни человека, а ситуации учения возникают не только в стенах школы. Когда человек научен действовать только под влиянием внешней мотивации, то тогда учиться в течение всей его жизни ему будет очень тяжело. Поэтому необходимо сформировать у ребенка младшего школьного возраста внутреннюю мотивацию, тогда сам процесс учения будет вызывать интерес и стимулировать познавательную активность. Безотметочное обучение во многом содействует этому.
Изменения, произошедшие в образовательной системе в последнее время, свидетельствуют о том, что современное общество ориентировано на максимально индивидуализированный образовательный процесс. Безотметочное обучение позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы.
В начальной школе отметки часто становятся важнейшим стимулом к учебе. Часто наблюдается своеобразное коллекционирование отметок, соревнование, кто больше получил «пятерок» и «четверок», а нередко даже «двоек». Особенно, если родители переводят это в денежный интерес. Чем в условиях безотметочного обучения можно заменить этот стимул?
Принимая во внимание, превращение отметки в сильный фактор внешней мотивации, можно говорить о том, что она часто вытесняет истинный познавательный интерес ребенка. В условиях безотметочного обучения мотивация перестает иметь внешнюю форму. (Диаграмма 1)
Лишенный внешнего стимула в виде отметки, учащийся обретает новые мотивы учебной деятельности, которые лежат в сути самой учебной деятельности. Несомненно, эти мотивы являются более устойчивыми, они не зависят от внешних влияний. И сегодня, в условиях непрерывного образования, сформированность таких мотивов имеет огромное значение. [1]
Уже, придя 1 сентября в 1 класс, не ребенок, а его родители начинают выпрашивать отметки. Часто отметка в той или иной мере определяет их отношение к ребенку. Мы очень переживали, как отнесутся родители к введению безотметочного обучения в начальных классах? На первом родительском собрании в сентябре администрация школы довела до сведения родителей «Положение о безотметочном обучении», «Положение о Портфолио учащихся», а также выслушали их мнение. Дискуссия прошла удачно.
В ходе исследования с родителями проводилась достаточно большая просветительская работа. Их знакомили с целями и задачами экспериментальной деятельности, принципами, на основе которых она осуществлялась, предполагаемыми результатами. Постоянно проводились родительские собрания, разного рода консультации. В классе в конце каждого учебного года организовывались творческие отчеты учащихся, «Мои успехи в этом учебном году», благодаря которым родители могли увидеть достижения своих детей, проследить динамику их развития.
Регулярно проводились опросы родителей о целесообразности безотметочного обучения. Следует отметить, что сначала отношение к новой системе оценивания было неоднозначным, однако в ходе работы оно претерпело определенные изменения. В конце обучения в начальной школе родители в основном поддержали безотметочное обучение. Они считают, что оно не унижает достоинство детей, повышает уровень их эмоционального благополучия, развивает самостоятельность и творчество. Также родители отмечают, что на уроках дети чувствуют себя более комфортно, становятся более раскованными.
Вот некоторые высказывания родителей из анкет:
«У ребенка не было страха из-за плохих отметок. Ребенок всегда шел в школу с хорошим настроением, что положительно сказывалось на учебе».
«Оно нужно в первом классе, во втором может быть. В третьем и четвертом нужны отметки (хотя бы для родителей)».
«Для слабых детей это хорошо. Но для детей среднего и высокого уровня это плохо, так как они расслабляются и знают, что «двойку» все равно не ставят».
«Безотметочное обучение положительно как для детей, так и для родителей».
Обязательно проводилась просветительская работа с родителями в целях знакомства их с преимуществами и особенностями безотметочного обучения и критериями оценки деятельности детей по различным учебным предметам: консультации, встречи, беседы, круглые столы и родительские собрания.
Родители информировались о системе оценивания достижений своего ребенка, проходило обучение механизмам этого (ввели Лист учебных достижений – это очень удобная форма, где определены критерии оценки, т.е., что оценивается, уровни сформированности по данным критериям по программе обучения в школе), осуществляется помощь родителям в оценивании достижений в процессе обучения своего ребенка.
При обучении необходимо постепенно вводились средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, дневник «Мои достижения»). Для итоговой аттестации учащихся использовалась накопительная система оценок «Портфолио». При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определённых информативных технологий. Родители могли в любой момент прийти и, заглянув в «Портфолио» своего ребенка увидеть результат его учебной деятельности.
В конце каждой учебной четверти учитель давались советы ученикам и их родителям.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей. Безотметочное обучение должно стать одним из принципов образования в начальной школе.
При переходе на безотметочную систему встретились трудности в работе с родителями. Несмотря ни на что многие родители переводят словесную оценку в балльную.
Одним из факторов, влияющих на самооценку младшего школьника является мнение родителей и стиль домашнего воспитания.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями. Воспитанные на школьных отметках, многие родители не хотели принимать эту систему. [6]
Приходилось их долго убеждать, проводить беседы и индивидуальные консультации учителя и психолога. Родители в любой момент могли получить ответы свои вопросы по успеваемости, обученности детей у учителя, познакомиться с “Портфелем достижений” ребенка. Постепенно родители убедились в том, что их дети могут обучаться без отметок.
Литература:
- Настаўніцкая газета. № 46 от 14.04.2011
- Сюсюкина И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников. / Начальная школа. Плюс До и После. № 1 – 2010. 1-5 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- http://www.vestnik.edu.ru/list.html
- http://paidagogos.com/?p=120
- http://sofyalta.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=185:2010-11-25-20-24-33&catid=58:2010-11-22-12-24-20&Itemid=29