Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового стиля школьников на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Современная молодежь – это будущее нашей страны, следовательно, подрастающее поколение должно соответствовать времени и требованиям общества. Но с развитием экономики возрастают и требования для успешной и конкурентоспособной личности. Чтобы быть успешным и развиваться в ногу со временем нужно быть, прежде всего, здоровым.

Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. "Среда" сейчас такая, что её трудно чем-нибудь уравновесить, и всё-таки делать эти попытки стоит.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Проанализировав содержание учебной литературы по русскому языку в рамках школьной программы для национальной школы, я убедилась, что оно недостаточно ориентировано на формирование культуры здоровья обучающихся. Поэтому в своей работе я дополняю содержание занятий материалом, направленным на здоровьесберегающую деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе, я стараюсь обеспечить комфортные бесконфликтные и безопасные условия в процессе преподавания. Моя работа характеризуется гуманистической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Как показала практика, формировать в школе ответственное отношение к своему здоровью, природе, окружающей среде напрямую - процесс малоэффективный. Добиться воспитания этих качеств реальнее путем объединения обучающихся в группы, используя потребность старших школьников в самопознании. Такой способ обучения основывается на применении различных видов общения и дает положительный эффект: совершенствуются навыки сотрудничества в достижении поставленных задач. Чаще я создаю группы обучающихся примерно с одинаковым темпом работы, уровнем знаний, навыков и умений. Для таких групп даю дифференцированные по объему и степени трудности задания. Таким образом, пребывая в состоянии сотворчества, мы достигаем цели.

Кроме того, считаю, что в процессе преподавания для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход. Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Такой подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Большое внимание в индивидуальном подходе я уделяю “медлительным” детям, при этом снижаю темп опроса или провожу его индивидуально после уроков; даю больше времени на продумывание вопроса и ответа; при организации самостоятельной работы даю задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньше по объему. Часто для медлительных и ослабленных хроническими заболеваниями обучающихся я использую оправдавшую себя практику выполнения письменных контрольных работ не на уроке, а дома.

Обучающиеся, перенесшие кратковременные заболевания, также требуют индивидуального подхода. В течение первых дней возвращения в школу работоспособность у них оказывается сниженной. Поэтому я организую для них индивидуальные консультации по предмету, не травмирую возможной плохой оценкой при опросе. А учебный материал стараюсь преподавать обучающимся эмоционально и максимально наглядно. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Учитывая, что среди школьников до 50% и более детей и подростков имеют сниженную остроту зрения, в основном за счет близорукости, моя деятельность направлена на профилактику этих нарушений. В комплекс профилактических мероприятий, которые я провожу, входят: гимнастика для мышц глаз, создание оптимальной освещенности рабочих мест, организация урока так, чтобы зрительная работа чередовалась с отдыхом для глаз.

Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся при формировании культуры здоровья, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы преподавания. В своей работе использую активные методы и приемы. Это мозговой штурм, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, диспуты, семинары, обсуждение сообщений, докладов, защита рефератов, проектов, исследовательской работы.

Существенное значение для реализации организационно-исполнительской функции учителя на уроке по формированию культуры здоровья имеют средства обучения. Они помогают поддерживать на высоком уровне познавательные интересы обучающихся, делают учебный материал более доступным, интенсифицируют самостоятельную работу обучающихся и позволяют ее вести в индивидуальном темпе. Однако, учитывая рекомендации гигиенистов и физиологов Научного Центра Охраны здоровья детей, я не стараюсь чрезмерно насыщать урок ТСО, ИКТ.

При оценке ЗУН учащихся особого внимания заслуживают меры по воспитанию психологического комфорта. Обучающийся должен уяснить

причины своего состояния и поверить, что его тревожность вполне обратима, поэтому учу ребят переводить отрицательные эмоции в положительные, не поддаваться страху, преодолевать его.

Для устранения пробелов в ЗУН учащихся особое значение придаю организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем. Необходимым условием также является и видимый результат его действий. Поэтому для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдёт в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов

Я работаю в 11 классах, которым предстоит сдать ЕГЭ. На основании исследования среди выпускников нашей школы можно сказать, что дети не испытывают высокой тревожности, лишь имеют место единичные случаи повышенной тревожности. У большей же части детей жизнь наполнена деятельностью и напряжением, они страдают от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. Поэтому считаю, что особенно важно помочь старшеклассникам адаптироваться к сдаче ЕГЭ, чтобы повысить эффективность подготовки к экзаменам, чтобы, не нарушая своего здоровья, дети смогли справиться с трудностями и продолжать вести успешный и здоровый образ жизни.

Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов воспитанников, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися, их успешной подготовке к сдаче ЕГЭ и формированию культуры здоровья.

В заключение хотелось бы сказать о последнем открытии ученых. Они выяснили, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо получать 14 гедонов радости ежедневно. Гедон – это единица радости (единица измерения психического состояния человека). То есть человек должен испытать это чувство за день не менее 14 раз. А ведь порой бывает трудно находить причины для радости. Так что пусть маленькие знаки внимания станут недостающим гедоном в жизни наших коллег и учащихся.

И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Тогда будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто".