Урок биологии по теме "Тип Моллюски. Классификация моллюсков. Основные черты организации и жизнедеятельности". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Тип урока: урок-семинар.

Образовательные цели: Проверка уровня усвоения основных понятий темы “Общая характеристика моллюсков”, проверка и закрепление знаний учащихся об особенностях строения тела моллюсков, процессов жизнедеятельности, продолжение формирования навыков использования знаний в решении биологических задач, развитие у обучающихся навыков аналитико-синтетической деятельности, формирование экологической культуры учащихся.

Особенности методики: Использование компьютерной презентации, видеофрагмента, интерактивных заданий, как средств актуализации знаний учащихся и развития их естественнонаучного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, лазерная указка, проектор, магниты, дидактические карточки, раковины морских и пресноводных моллюсков.

Ход урока

I. Оргмомент.

  • цели и задачи урока;
  • методические особенности.

2. Блиц – опрос “Вопрос – ответ”.

  1. Тип симметрии моллюсков? (билатеральная, асимметрия)
  2. Наружный слой раковины? (конхиолиновый)
  3. Средний слой раковины? (призматический, или фарфоровый)
  4. Внутренний слой раковины? (перламутровый)
  5. Мускулистый язычок, усаженный поперечными рядами конхиолиновых зубчиков? (тёрка, или радула)
  6. Пищеварительная железа? (печень)
  7. Жабры моллюсков? (ктенидии)
  8. Тип кровеносной системы? (незамкнутая)
  9. Отделы сердца? (предсердия, желудочек)
  10. Органы выделения? (почки-нефридии)
  11. Тип нервной системы? (разбросанно-узловой)
  12. Личинки моллюсков? (трохофора, велигер ( парусник), глохидий)

III. Устные ответы у доски по заранее предложенным вопросам семинара.

1. Классификация моллюсков. (Презентация, слайды № 2-15)

Решение биологической задачи (задание классу)

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

2. Среда обитания моллюсков. (Презентация, слайды № 16-22)

3. Внешнее строение. (Презентация, слайды № 23-29)

  1. Размеры
  2. Окраска
  3. Отделы тела
  4. Раковина

Учащиеся определяют, какие из предложенных им раковин брюхоногих – открытоспиральные, а какие – скрытоспиральные.

Решение биологической задачи (задание классу)

В некоторых странах, например во Франции, на специальных фермах разводят виноградных улиток, используемых в пищу. Замечено, что для быстрого роста улиток к их основной пище—виноградным листьям—необходимо добавлять кусковой мел. Объясните, почему?

4. Образование жемчуга. (Сообщение учащегося) (Презентация, слайды № 30-31)

Жемчуг

Жемчуг, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчуг традиционно относится к драгоценным камням. Они являются продуктами аномального роста мантии моллюска. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Клетки конхиолина образуют каркас жемчужины – тонкую сетку, в мелких ячейках которой (не различимых простым глазом) осаждаются микроскопические кристаллики арагонита. Средний химический состав жемчуга: СаСОЗ -91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.

Название “жемчуг” произошло от китайского “чжень-чжу”, трансформировавшегося через старорусское “зеньчуг”. В России в 18-19 вв. жемчужины нередко именовали перлами (от нем. Perlen и англ. Pearl, производное “перламутр” -слегка искаженное нем. Perlmutter, “мать жемчуга”).

Форма жемчужины – округлая, нередко каплевидная или грушевидная, эллипсоидальная либо неправильная, причудливая (“барочный жемчуг”). Размер от первых миллиметров до первых сантиметров (очень редко – крупнее). “Сортовой” жемчуг достигает размеров более 3 мм, “бисер” – 3-2 мм, “жемчужная пыль” – менее 2 мм. Самая крупная жемчужина, найденная на Филиппинах в 1934, 16 см и массу 6,4 кг, имела овальную форму, размеры 24

Если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает к внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название “блистер”, или “пузырчатый жемчуг”, и меньше ценится. В отличие от круглого или барочного жемчуга, не требующего иной обработки, кроме просверливания сквозных отверстий, блистер-жемчуг обычно подвергают обработке для вставок в кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, черная, бронзовая, коричневая либо пастельных оттенков лавандового, голубого, желтого, зеленого, розовато-лилового цветов. В ювелирной торговле предпочитают розовый, кремовый, белый и черный жемчуг. Считается, что жемчужина заимствует свою окраску от внутреннего перламутрового слоя раковины, точнее – от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась, т.е. цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина. Кроме того, на окраску жемчуга влияют температура и состав воды, состояние здоровья моллюска и даже характер пищи, которую он переваривает.

Жемчужина построена из нескольких тысяч тончайших концентрических слоев арагонита и конхиолина. Своеобразный иризирующий блеск, нежные мерцающие переливы радужных цветов на поверхности жемчужины, придающие ей неповторимую прелесть, составляют особое свойство зрелого жемчуга “ориент”, или “люстр”, за которое он в основном и ценится. Это свойство обусловлено его многослойным строением, явлениями отражения и преломления, дифракции и интерференции света на просвечивающей поверхности жемчужины. Блеск черного жемчуга – металлический. Твердость жемчуга 3,5-4 (такая же, как у арагонита). Средняя плотность натурального жемчуга 2,685.

Натуральный жемчуг образуется в результате случайного попадания внутрь раковины постороннего предмета. Это может быть крошечная песчинка или червячок-

паразит, который, проникнув в тело моллюска, вызывает раздражение. Жемчужница, не в силах избавиться от непрошенного гостя, обволакивает постороннее тело перламутровым веществом. Жемчужина растет от центра к периферии концентрическими слоями, последовательно отлагающимися вокруг центрального ядра.

Однако многие натуральные жемчужины в разрезе не обнаруживают никаких следов постороннего раздражителя. Предполагается, что в таких случаях ядро имело органическую природу, но после начала осаждения карбоната кальция разложилось, не оставив следов.

Наиболее высоко ценится морской жемчуг “ориенталь”, менее ценен – пресноводный жемчуг.

В США в Айове имеется центр изготовления перламутровых пуговиц на базе регулярного вылавливания в р. Миссисипи и ее притоках пресноводных двустворчатых моллюсков рода Unio. Их раковины служат материалом для пуговиц. Это очень трудоемкий промысел. Чтобы найти жемчужину, пригодную для продажи, необходимо вскрыть десятки и сотни килограммов раковин.

Лучший в мире розовый и кремовый жемчуг добывают в Персидском заливе, где он вырастает в мелких жемчужницах Pinctada vulgaris. Этот моллюск редко бывает крупнее 8 см в поперечнике. Жемчужницы, обитающие у северного побережья Австралии, формируют красивые серебристо-белые жемчужины, более крупные, чем моллюски Персидского залива. Австралийская жемчужница Pinctada maxima иногда достигает в диаметре 30-36 см. Основной бизнес ловцов жемчуга в Австралии – сбор раковин на перламутр.

Другие известные места добычи жемчуга – Шри-Ланка, Венесуэла (у ее берегов жемчуг находил еще Колумб), Таити, архипелаг Мергуи в Мьянме и Калифорнийский залив в США. Каждый регион характеризуется жемчугом определенного типа (в частности, специфической окраски). Высококачественный жемчуг из Персидского залива определяет максимальный уровень цен на любой натуральный жемчуг.

Речной жемчуг некогда водился в Англии и Ирландии; римляне привозили его с Британских островов. Сейчас добыча речного жемчуга ведется только в Германии (Бавария) и США. Северные и северо-западные реки Европейской части России прежде тоже изобиловали жемчугом. Жемчуг издревле высоко ценили на Руси; им расшивали женскую одежду и головные уборы (сарафаны, кокошники и т.п.), облачения духовенства, а иногда и одеяния вельмож, украшали оклады икон, переплеты рукописных церковных книг, церковную утварь и т.д. Особенно ценился скатный (т.е. круглый) жемчуг из Кафы (древнее название Феодосии в Крыму) – кафимский (великий, велий), который привозили туда с Востока. В большом почете был жемчуг в Древнем Риме. Плиний Старший (77 н.э.) помещал его в иерархии драгоценных камней на второе место после алмаза и перед изумрудом. На средневековом Востоке, где особенно ценили красные камни, первое место, естественно, отводилось рубину, за ним следовали алмаз и жемчуг (тоже перед изумрудом). В настоящее время натуральный жемчуг относится к числу самых дорогих ювелирных камней.

К сожалению, жемчуг недолговечен. По прошествии 150-200 лет жемчуг “заболевает”, т.е. тускнеет и трескается вследствие высыхания конхиолина, теряя свой иризирующий блеск и утрачивая, таким образом, основное достоинство как ювелирного камня. Однако известны жемчужины, сохранившие свои блеск и красоту, несмотря на весьма солидный возраст– 300-400 лет и больше.

5. Внутреннее строение. (ответ с использованием интерактивной схемы диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, урок №11, страница 26)

Решение биологической задачи (задание классу)

Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2—4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

6. Размножение и развитие моллюсков. (Презентация, слайды № 42-43)

Демонстрация видеосюжета “Размножение виноградных улиток”

IV. Беседа с классом о происхождении моллюсков.

Происхождение моллюсков.

По всей видимости, моллюски произошли от примитивных кольчатых червей, перешедших к ползанию по грунту. Брюшная сторона кожно-мускульного мешка превратилась в ногу, в связи с развитием защитной раковины утратилась опорная функция целома, и он редуцировался. У наиболее примитивных форм сохраняются черты сегментации в строении нервной, половой и выделительной систем. Дальнейшее развитие группы связано с изменением способов движения и питания и эволюции раковины.

? Назовите общие черты моллюсков и кольчатых червей.

Некоторые важные общие черты моллюсков и кольчатых червей

  1. Двусторонне-симметричное (у моноплакофор) тело.
  2. Сохранение у низших моллюсков следов метамерии во внутреннем строении.
  3. Вторичная полость тела – целом.
  4. Наличие кровеносной системы, общее направление кровотока.
  5. выделительная система метанефридиального типа.
  6. Центральная нервная система, состоящая из надглоточного и подглоточного ганглиев и нервной цепочки.
  7. Спиральное дробление яйца и трохофорная личинка.

? Назовите признаки высокой организации и особенности моллюсков. Признаки Высокой организации и особенности моллюсков.

  1. Утрата сегментации тела.
  2. Обособление части кожно-мускульного мешка и образование ноги.
  3. Образование наружного защитного и опорного панциря – раковины.
  4. Развитие многокамерного сердца.
  5. Развитие жаберной системы, Образование легких для газообмена на суше (у брюхоногих).
  6. Развитие внутри типа разнообразных органов чувств, централизация нервной системы и развитие головного мозга (надглоточного ганглия), особенно у головоногих.

V. Проверочная работа.

Тест

Вариант №1.

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка; б) кальмар; в) виноградная улитка.

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии; б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу; в) выделениями пищеварительных желез.

3. Перетирание растительной пищи происходит у многих моллюсков:

а) с помощью терки желудка; б) теркой языка; в) теркой тонкой кишки.

4. Ток воды через сифоны моллюсков обеспечивается:

а) разностью давления воды на входе и выходе; б) движениями ресничек мантии, жабр, ротовых лопастей; в) заглатыванием воды.

5. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

а) печень и поджелудочная железа; б) только печень; в) только поджелудочная железа.

Вариант №2.

1. К морским моллюскам относятся:

а) кальмар и каракатица; б) беззубка и малый прудовик; в) осьминог и перловица.

2. Мантийная полость — это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте; б) пространство между мантией и телом; в) пространство между раковиной и мантией.

3. У беззубки нет головы, так как:

а) у моллюсков вообще нет головного отдела; б) беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно; в) это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.

4. Реактивный способ передвижения характерен:

а) для беззубки; б) для мидии; в) для кальмара.

5. Легочное дыхание характерно:

а) для перловицы; б) для осьминога; в) для слизня.

Ответы:

Вариант №1 Вариант №2
1.В 1.А
2.А 2.Б
3.Б 3.Б
4.Б 4.В
5.Б 5.В

VI. Домашнее задание.

  1. Подготовить план-конспект на тему “Брюхоногие моллюски. Особенности организации на примере малого прудовика”
  2. Решить кроссворд:

По горизонтали: 1. Пресноводный двустворчатый моллюск. 2. Часть раковины улитки. 3. Двустворчатый моллюск, переселившийся из Черного моря в реки Европы. 4. Часть тела улитки. 5. Распространенное название брюхоногих моллюсков. 6. Наземная улитка. 7. Съедобный двустворчатый моллюск. 8. Пресноводный двустворчатый моллюск. 9. Дальневосточный морской моллюск. 10. Часть раковины. 11. Язык брюхоногих моллюсков, вооруженный зубами. 12. Отверстие раковины. 13. Защитное образование моллюсков, выделяемое клетками мантии.

По вертикали: 1. Брюхоногий моллюск. 2. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с окружающей средой. 4. Крупная наземная тропическая улитка. 5. Мелкая улитка. 6. Моллюск, слизь которого используется для приготовления краски "королевский пурпур". 7. Ископаемый моллюск, имевший спиральную раковину. 8. Моллюск — вредитель полевых и ягодных культур. 9. Двустворчатый моллюск — обитатель слабопроточных водоемов. 10. Хищный моллюск, уничтожающий устриц. 11. Моллюск, обладающий ядовитыми железами и зубами. 12. Головоногий моллюск.

Презентация