Урочная реализация учебно-методического пособия "Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью"

Разделы: Иностранные языки, Классное руководство


Для эффективной подготовки к ЕГЭ выпускник должен владеть определённым набором ключевых компетенций. На наш взгляд, уровень развития ключевых компетенций зависит от способности личности к самоуправлению. Рассматривая понятие “самоуправление” в контексте образовательной деятельности с позиции аксиологического подхода, определяем, что данный процесс ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников по развитию ключевых компетенций реализуется посредством присвоения старшеклассниками ценностных ориентаций на образование и осмысления важности использования техники самоменеджмента.

Анкетирование 140 старшеклассников по вопросу подготовки и самоподготовки к ЕГЭ включало задание на выявление знаний обучающихся о способах эффективной подготовки к ЕГЭ, необходимых умений для успешной сдачи ЕГЭ. Обобщённые ответы старшеклассников были классифицированы по критериям: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная компетенции, самоуправление.

Старшеклассники считают важным знать алгоритм решения заданий, критерии оценивания заданий, принципы постановки заданий, изменения в структуре и времени выполнения заданий; уметь готовиться самостоятельно, находить, использовать, систематизировать, дополнять информацию, выбирать из изученного материала важную информацию, мыслить логически, применять принципы тайм-менеджмента при организации учебного и свободного времени и др. Была также отмечена необходимость понимания и осмысления изученных тем, расширения кругозора, ответственного отношения к учебному процессу и др.

Однако имеющийся уровень владения старшеклассниками знаниями о самоуправлении, его видах, принципах, диагностированный с помощью методики неоконченных предложений, обозначил приоритетную значимость урочной реализации учебно-методического пособия “Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью” (данное пособие написано автором статьи, Мазуровой У.А., в рамках диссертационного исследования). Данное пособие предназначено для обучающихся 9-11 классов и содержит теоретический материал, информирующий старшеклассников о возможных направлениях подготовки к ЕГЭ, практикоориентированные задания самообразовательного характера, способствующие овладению и осмыслению полученных знаний. Содержание учебно-методического пособия включает следующие темы: требования к уровню подготовки выпускников (общеучебные умения); ключевые компетенции (виды и компоненты ключевых компетенций, показатели компонентов ключевых компетенций, уровни овладения ключевыми компетенциями); самоуправление (виды самоподготовки к ЕГЭ, ценностная ориентация, ценностная самоорганизация); самоменеджмент (структура и время выполнения заданий ЕГЭ, приёмы самоменеджмента, ценности использования приёмов самоменеджмента для развития ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ).

На протяжении одной четверти в начале каждого занятия по гуманитарным дисциплинам (исключение составляют занятия, на которых в соответствии с тематическим планом проводятся контрольные работы) следует выделять не более 10–15 минут для знакомства старшеклассников с ценностно-ориентированными приёмами самоуправления развитием ключевых компетенций и подготовки обучающихся к их практическому использованию в учебной и внеучебной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ.

Один из разделов учебно-методического пособия – “Приёмы Самоменеджмента”. После изучения теоретического материала, информирующего старшеклассников о понимании термина “самоменеджмент” учёными-исследователями, о приёмах самоменеджмента (способы определения, формулирования цели, менеджмент с помощью ежедневника, матрица Эйзенхауэра, метод многокритериальной оценки, хронометраж, рациональное чтение, техника выступления, внешнее поведение, построение интеллект-карт, Пирамида Эффективности, Матрица Управления Временем, принципы тайм-менеджмента), старшеклассники учатся применять полученные знания для развития ключевых компетенций в рамках самоподготовки к ЕГЭ. В качестве примера приведём задания из раздела “Приёмы Самоменеджмента”.

Задание 3. Изучите SMART-критерии соответствия цели по П. Друкеру, предложенные в Приложении 3. Используя 5 характеристик цели, установите и опишите свои цели подготовке к ЕГЭ.

Цели S – конкретные
  • Я стремлюсь получить на ЕГЭ по ____________ предмету высокий балл (85–100 баллов)
M – измеримые
  • Результат ЕГЭ измерим, например, по
    – времени: буду готовиться к ЕГЭ в течение _____________ лет;
    – умениям: буду развивать общеучебные умения ______________________________,
    _______________________________,
    _______________________________
    компетенций для овладения ими на интегративно-рефлексивном уровне
A – достижимые
  • Для достижения цели мне необходимо
    ______________________________________
    ______________________________________
    _______________________________________
R – реалистичные
  • Для достижения цели я буду
    ______________________________________
    ______________________________________
    _____________________________________
T – согласованные во времени
 
  • Я начну готовиться с ____________ месяца
    _____________ года

Задание 4. Составьте согласно технологии результато-ориентированного планирования список ежедневных задач с отметками о выполнении дела. В списке ежедневных задач особо отметьте пункты, связанные с Вашей самоподготовкой к ЕГЭ.

Что сделать? Отметка о выполнении
1    
2    
3    
4    
5    

Задание 15. В Матрице Управления Временем деятельность людей подразделяется на четыре Квадранта. Охарактеризуйте каждый Квадрант, используя учебный материал параграфа.

  Срочные дела Несрочные дела
Важные дела I

Исправляем и налаживаем,
_____________________________
_____________________________
_____________________________

II

Осуществляем долгосрочное планирование,
________________________________
________________________________
_________________________________

Неважные дела III

Соответствуем
_____________________________
_____________________________
_____________________________

IV

Бесцельно тратим время:
_____________________________
_____________________________
_____________________________

Отметим, что ознакомление с теоретическим материалом сопровождается его осмыслением. Параграф “Ценности использования приёмов самоменеджмента для развития ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ” направляет старшеклассников на осознанное применение приёмов самоуправления в учебной и внеучебной деятельности с целью развития ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной.

Учебно-методическое пособие “Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью” может быть реализовано как в урочной деятельности, так и во внеурочной в качестве учебно-методического сопровождения к спецкурсам, элективным курсам, что позволит расширить кругозор старшеклассников, определить приоритетность образовательных ценностей, указать на те направления, которые могут быть использованы при самоподготовке к ЕГЭ.

Список литературы.

1. Мазурова У.А. Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью [Текст] : учебно-методическое пособие / У.А. Мазурова. – Омск : ООО “Полиграфический центр КАН”, 2012. – 71 с.