Для эффективной подготовки к ЕГЭ выпускник должен владеть определённым набором ключевых компетенций. На наш взгляд, уровень развития ключевых компетенций зависит от способности личности к самоуправлению. Рассматривая понятие “самоуправление” в контексте образовательной деятельности с позиции аксиологического подхода, определяем, что данный процесс ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников по развитию ключевых компетенций реализуется посредством присвоения старшеклассниками ценностных ориентаций на образование и осмысления важности использования техники самоменеджмента.
Анкетирование 140 старшеклассников по вопросу подготовки и самоподготовки к ЕГЭ включало задание на выявление знаний обучающихся о способах эффективной подготовки к ЕГЭ, необходимых умений для успешной сдачи ЕГЭ. Обобщённые ответы старшеклассников были классифицированы по критериям: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная компетенции, самоуправление.
Старшеклассники считают важным знать алгоритм решения заданий, критерии оценивания заданий, принципы постановки заданий, изменения в структуре и времени выполнения заданий; уметь готовиться самостоятельно, находить, использовать, систематизировать, дополнять информацию, выбирать из изученного материала важную информацию, мыслить логически, применять принципы тайм-менеджмента при организации учебного и свободного времени и др. Была также отмечена необходимость понимания и осмысления изученных тем, расширения кругозора, ответственного отношения к учебному процессу и др.
Однако имеющийся уровень владения старшеклассниками знаниями о самоуправлении, его видах, принципах, диагностированный с помощью методики неоконченных предложений, обозначил приоритетную значимость урочной реализации учебно-методического пособия “Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью” (данное пособие написано автором статьи, Мазуровой У.А., в рамках диссертационного исследования). Данное пособие предназначено для обучающихся 9-11 классов и содержит теоретический материал, информирующий старшеклассников о возможных направлениях подготовки к ЕГЭ, практикоориентированные задания самообразовательного характера, способствующие овладению и осмыслению полученных знаний. Содержание учебно-методического пособия включает следующие темы: требования к уровню подготовки выпускников (общеучебные умения); ключевые компетенции (виды и компоненты ключевых компетенций, показатели компонентов ключевых компетенций, уровни овладения ключевыми компетенциями); самоуправление (виды самоподготовки к ЕГЭ, ценностная ориентация, ценностная самоорганизация); самоменеджмент (структура и время выполнения заданий ЕГЭ, приёмы самоменеджмента, ценности использования приёмов самоменеджмента для развития ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ).
На протяжении одной четверти в начале каждого занятия по гуманитарным дисциплинам (исключение составляют занятия, на которых в соответствии с тематическим планом проводятся контрольные работы) следует выделять не более 10–15 минут для знакомства старшеклассников с ценностно-ориентированными приёмами самоуправления развитием ключевых компетенций и подготовки обучающихся к их практическому использованию в учебной и внеучебной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ.
Один из разделов учебно-методического пособия – “Приёмы Самоменеджмента”. После изучения теоретического материала, информирующего старшеклассников о понимании термина “самоменеджмент” учёными-исследователями, о приёмах самоменеджмента (способы определения, формулирования цели, менеджмент с помощью ежедневника, матрица Эйзенхауэра, метод многокритериальной оценки, хронометраж, рациональное чтение, техника выступления, внешнее поведение, построение интеллект-карт, Пирамида Эффективности, Матрица Управления Временем, принципы тайм-менеджмента), старшеклассники учатся применять полученные знания для развития ключевых компетенций в рамках самоподготовки к ЕГЭ. В качестве примера приведём задания из раздела “Приёмы Самоменеджмента”.
Задание 3. Изучите SMART-критерии соответствия цели по П. Друкеру, предложенные в Приложении 3. Используя 5 характеристик цели, установите и опишите свои цели подготовке к ЕГЭ.
Цели | S – конкретные |
|
M – измеримые |
|
|
A – достижимые |
|
|
R – реалистичные |
|
|
T – согласованные во времени |
|
Задание 4. Составьте согласно технологии результато-ориентированного планирования список ежедневных задач с отметками о выполнении дела. В списке ежедневных задач особо отметьте пункты, связанные с Вашей самоподготовкой к ЕГЭ.
№ | Что сделать? | Отметка о выполнении |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Задание 15. В Матрице Управления Временем деятельность людей подразделяется на четыре Квадранта. Охарактеризуйте каждый Квадрант, используя учебный материал параграфа.
Срочные дела | Несрочные дела | |
Важные дела | I Исправляем и налаживаем, |
II Осуществляем долгосрочное планирование, |
Неважные дела | III Соответствуем |
IV Бесцельно тратим время: |
Отметим, что ознакомление с теоретическим материалом сопровождается его осмыслением. Параграф “Ценности использования приёмов самоменеджмента для развития ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ” направляет старшеклассников на осознанное применение приёмов самоуправления в учебной и внеучебной деятельности с целью развития ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной.
Учебно-методическое пособие “Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью” может быть реализовано как в урочной деятельности, так и во внеурочной в качестве учебно-методического сопровождения к спецкурсам, элективным курсам, что позволит расширить кругозор старшеклассников, определить приоритетность образовательных ценностей, указать на те направления, которые могут быть использованы при самоподготовке к ЕГЭ.
Список литературы.
1. Мазурова У.А. Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью [Текст] : учебно-методическое пособие / У.А. Мазурова. – Омск : ООО “Полиграфический центр КАН”, 2012. – 71 с.