Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


Оглавление

Введение

Анализ результатов исследования и их интерпретация

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности у подростков

Заключение

Выводы

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Теоретические источники по проблеме мотивации и мотивов демонстрируют многообразие точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов говорить о практической неразрешимости проблемы. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации.

Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия “тревожность” как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данным термином зачастую понимаются достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые “общие контуры” тревожности (рассмотрение ее в соотношении “состояние – свойство”, понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы влияния уровня тревожности на мотивацию успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.

Актуальность данной проблемы позволила определить тему нашего исследования “Влияние уровня тревожности на мотивационную сферу подростков из неблагополучных семей”.

Объект исследования: эмоциональные отклонения как отрицательное состояние, возникающее из-за неудовлетворенности каких-либо важных потребностей или конфликтов между ними.

Предмет исследования: уровни тревожности и мотивации успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.

Цель исследования: изучить и выявить влияние уровня тревожности на мотивационную сферу у подростков из благополучных и неблагополучных семей.

Задачи исследования.

  1. Изучить проблему мотивации достижения успеха, избегания неудачи в психологии.
  2. Определить уровни тревожности у подростков из неблагополучных семей.
  3. Определить уровни мотивации достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.
  4. Выявить влияние уровня тревожности на мотивационную сферу подростков из неблагополучных семей.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования:

мы полагаем, что:

1) уровни тревожности оказывают влияние на мотивацию достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей:

  • низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха;
  • высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи;

2) уровни тревожности не оказывают влияния на мотивацию достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.

Методологическая основа исследования:

  • положение A.M. Прихожан о том, что тревожность есть устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживании эмоционального дискомфорта;
  • положение Л.С. Выготского о том, что аффективный характер отношений ребенка к среде рассматривается в виде переживаний, которые выступают в качестве показателя взаимоотношений ребенка со средой и служат отражением его социальной ситуации развития;
  • положение Л.И. Божович о том, что мотивация представляет собой “сплав” движущих сил поведения субъекта в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов детерминирующих человеческую деятельность;

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические:

  • “Опросник тревожности” Н. Имедадзе,
  • тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения;
  • методика “Мотивация к избеганию неудач” Т. Элерса.

3) интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ эмпирического исследования, с применением методов математической статистики (коэффициент t Стьюдента).

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста. Данную программу можно использовать психологами, социальными педагогами и учителями общеобразовательных школы в воспитательном процессе.

Надежность и достоверность данных полученных в работе обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала.

Эмпирическая база исследования: МБОШИ “Аскизский лицей-интернат” им. М.И.Чебодаева.

Анализ результатов исследования и их интерпретация

Для выявления уровня тревожности подростков из неблагополучных семей, мы воспользовались опросником тревожности Н. Имедадзе. Полученные результаты мы поместили в таблицу 1.

Таблица 1

По результатам методики, мы выяснили, что больше всего испытуемых подростков оказалось со средним уровнем тревожности – 53% (32 человек), с низким уровнем тревожности – 27% (16 человека) и меньше всего подростков с высоким уровнем тревожности – 20% (12 человека).

Подростки с высоким уровнем тревожности утвердительно отвечали на вопросы: “Перед тем как пойти к зубному врачу, представляю себе, что мне будет больно”, “Мне неприятно оставаться одному (одной) в темноте”, “Обычно легко выхожу из равновесия”, “Боюсь змей”, “Часто снится такое, что просыпаюсь от страха”, “Пугаюсь, увидев мертвое животное”, “Не люблю оставаться один (одна) на открытом месте”, “Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом”, “Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли”, “Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму”, “Считаю себя более нервным (нервной), чем большинство людей”, “Не могу долго сосредоточиваться на одном предмете”, “Беспокоюсь о своей учебе”, “Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь”, “У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения”.

Подростки со средним уровнем тревожности не беспокоятся по пустякам, их не очень-то беспокоит, что о них думают другие, они не считают себя нервными, не особо беспокоятся и о своем будущем. Для них характерными были положительные ответы на вопросы: “Беспокоюсь о своей учебе”, “Я никогда не видел(а) страшных сновидений”, “Я редко бываю в хорошем настроении”.

Испытуемые подростки с низким уровнем тревожности ничего не боятся, не испытывают волнений, выступая перед классом, любят решать возникшие на их пути трудности, не боятся их, и ни о чем никогда не тревожатся.

Таким образом, для подростков из неблагополучных семей больше всего характерно проявление среднего уровня тревожности и меньше всего человек из этой категории имеют высокий уровни тревожности.

Для измерения мотивации достижения мы воспользовались тестом-опросником А. Мехрабиана “Измерение мотивации достижения” (ТМД), предложенного М.Ш. Магомед-Эминовым. Полученные результаты мы поместили в таблицу 2.

Таблица 2

Анализ результатов по методике “Измерение мотивации достижения”, предложенного М.Ш. Магомед-Эминовым, показал, что большинство подростков из неблагополучных семей выбирают мотив избегания неудачи – 62% (37 человек), мотив стремления к успеху выражен у 38% (23 человека) испытуемых.

Таким образом, мы видим, что большинство подростков из неблагополучных семей отдают предпочтение мотиву избежать неудачу; значительно меньшее число подростков имеют мотив стремление к успеху.

Мотивацию к избеганию неудач, мы измерили с помощью методики Т. Элерса. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

По результатам методики мы видим, что, у подростков из неблагополучных семей более выражен средний уровень избегания неудач – 43% (27 человек), менее выражен высокий уровень – 20% (19 человека) и низкий уровень проявляется у 27% (14 человек) подростков.

Подростков, у которых оказался наиболее выраженным высокий уровень мотивации к избеганию неудач, охарактеризовали себя как бдительным, кротким, робким, осторожным, пессимистичным, внимательным, трусливым, предусмотрительным, колеблющимся, боязливым, добросовестным, меланхоличным, сомневающимся, трусливым, взволнованным, тихим.

Подростки, которые имеют низкий уровень мотивации к избеганию неудач характеризовали себя, как смелыми, упрямыми, решительными, бесцеремонными, бойкими, удалыми, хладнокровными, стремительными, мужественными, предприимчивыми, неустрашимыми.

Для того чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, мы свели результаты всех методик в единую таблицу 4.

Таблица 4

Сравнив результаты исследования, полученные данные мы подвергли корреляционному анализу, используя критерий Стьюдента (см. приложение Е).

S2 = = 0,14 · 0,49 = 0,069

t = 0

По таблице уровней значимости t Стьюдента находим t 0,95 = 1,99

Сравним t эмп.= 0 и t 0,95 =1,99

t <t 0,95

Таким образом, полученный коэффициент больше значения из таблицы. Соответственно, можно утверждать, что уровни тревожности оказывают влияние на мотивацию достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей: низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха; высокий уровень тревожности – с мотивацией избегания неудачи.

На основе полученных нами данных в ходе исследования мы составили коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста

Цель нашего исследования: изучить влияние уровня тревожности на мотивацию успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.

Мы составили следующий экспериментальный план:

  1. Выявить уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей с помощью методики “Опросник тревожности” Н. Имедадзе.
  2. Выявить мотивацию достижения у подростков из неблагополучных семей с помощью теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенного М.Ш. Магомед-Эминовым.
  3. Определить у испытуемых мотивацию к избеганию неудач с помощью методики Т. Элерса.
  4. Определить влияние уровня тревожности на мотивацию успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей.
  5. Разработать программу, направленной на развитие мотивации достижения успеха подростков.

Цель программы: повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста.

Задачи программы:

  • повышение уровня самооценки подростков;
  • привитие навыков самостоятельности;
  • повышение уровня социализации;
  • активизация процесса самопознания самоактуализации.

Коррекционно-развивающую программу целесообразно основывать на следующих принципах:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в коррекционной программе задач трех видов: коррекционных (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающих (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).
  2. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Являясь, одним из наиболее очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
  5. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность подростку испытать радость преодоления.
  6. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
  7. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Используемые средства: групповые дискуссии, минилекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и т.д.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на “личности”.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли, мотивируя поступки. Это дает возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнера.

Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятия и использоваться в качестве рабочих.

Коррекционно-развивающая программа предполагает три этапа:

1 этап – ориентировочный

Цель: активизация и сближение членов группы, установление продуктивного контакта педагога с группой.

Этот этап предполагает два занятия. Для решения поставленных задач нами были предложены следующие упражнения по снятию напряжения, сокращение эмоциональной дистанции и побуждения желания сотрудничать:

Занятие 1

Задачи:

  • знакомство с участниками группы;
  • выявление уровня первичных взаимоотношений;

Структура занятия:

  1. “Сочинение историй”.
  2. “Построится по росту с закрытыми глазами”.
  3. “Мое имя”.
  4. “Мои интересы”.
  5. “Ты – мне, я – тебе”.

Занятие 2

Задачи:

  • побуждение желания взаимодействовать, сотрудничать;
  • снятие тревожности и неуверенности в себе.

Структура занятия:

  1. “Приветствие”.
  2. “Надо расположится в шеренги так, чтобы…”.
  3. “Никто и не знает…”
  4. “Поводырь”.

2 этап – ориентировочный

Цель: повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста.

Данный этап включает в себя проведение 7 групповых занятий.

Занятие 3. “Развитие уверенности в себе”

Задачи:

  • развить умение действовать адекватно и эффективно в различных психических состояниях;
  • развить умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них;
  • ознакомиться с техникой формирования положительной самооценки и готовности нести ответственность за свои поступки.

Структура занятия:

  1. “Фиксация “Я”.
  2. “Убеждение”
  3. “Как вы относитесь к ошибкам”. Тест “Проверьте уверенность в себе”
  4. Информирование
  5. “Преодоление сомнений в своей в своей силе”.
  6. “Уверенность в себе”
  7. “Утверждение”

Занятие 4, 5. “Определи свою жизненную цель”

Задачи:

  • сформировать умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
  • помочь каждому участнику замотивировать себя на выполнении желаемого;
  • сформировать чувства собственной значимости, повысить самооценку.

Структура занятия:

  1. Информирование.
  2. “Поставь себе цель”.
  3. “Список целей”.
  4. “Мои ресурсы”

Занятие 6, 7. “Преодоление жизненных кризисов”

Задачи:

  • помочь каждому подростку осмыслить жизненные кризисы;
  • отработать установку на их принятие;
  • оказать психологическую помощь всем, особенно тем, кто в этом нуждается;
  • развить эмоциональную устойчивость.

Техническое оснащение: магнитофон.

Структура занятия:

  1. Обсуждение проблемы “Мои трудностей в самореализации”.
  2. Методика “Эпитафия”.
  3. Процедура “Осознание жизненных кризисов”.
  4. Аутотренинг “Волевой настрой на интенсивную учебу”.

Занятие 8

Задачи:

  • развитие навыков совместной деятельности;
  • понимание индивидуальных особенностей людей.

Структура занятия:

  1. Волшебный магазин.
  2. Походка
  3. Кто как себя поведет
  4. Автопортрет

Занятие 9

Задачи:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • развитие чувства общности.

Структура занятия

  1. Комплимент
  2. Вкус в еде
  3. На кого я похож
  4. “Ха!” и “Ах!”

3 этап – заключительный

Цель: закрепить полученные знания.

Этот этап включает 1 занятие.

Занятие 10. Рефлексия произошедшего в тренинге

Задачи:

  1. Осмысление качественных изменений, которые произошли с группой и отдельными участниками.

Структура занятия:

  1. Завершение занятий.
  2. “Связующая нить”.

Данная программа состоит из 10 занятий, продолжительностью 1,5–2 час, которые предполагается проводить по разу в неделю, в течение 2,5 месяцев. Для выявления уровня тревожности подростков, мы воспользовались опросником тревожности Н. Имедадзе. По результатам методики, мы выяснили, что больше всего испытуемых подростков оказалось со средним уровнем тревожности

Для измерения мотивации достижения мы воспользовались тестом-опросником А. Мехрабиана “Измерение мотивации достижения” (ТМД), предложенного М.Ш. Магомед-Эминовым. Анализ полученных результатов показал, что большинство подростков из неблагополучных семей выбирают мотив избегания неудачи

Мотивацию к избеганию неудач, мы измерили с помощью методики Т. Элерса. По результатам методики мы видим, что, у подростков из неблагополучных семей, более выражен средний уровень избегания неудач

Сравнив, результаты исследования, полученные данные мы подвергли корреляционному анализу, используя критерий Стьюдента. Мы выяснили, что полученный коэффициент больше значения из таблицы. Соответственно, можно утверждать, что уровни тревожности оказывают влияние на мотивацию достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей, а именно, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха; высокий уровень тревожности – с мотивацией избегания неудачи.

На основе полученных нами данных в ходе исследования мы составили коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста.

Заключение

В ходе эмпирического исследования с помощью методики “Опросник тревожности” Н. Имедадзе мы выявили, что для подростков из благополучных семей больше всего характерно проявление среднего уровня тревожности и меньше всего испытуемых из этой категории семей имеют высокий уровень тревожности. Для испытуемых подростков из неблагополучных семей характерен высокий уровень тревожности и менее всего подростков из неблагополучных семей – с низким уровнем проявления тревожности.

Результаты методики А. Мехрабиана показали, что большинство подростков из благополучных семей стремятся к успеху, а большинство подростков, из неблагополучных семей, отдают предпочтение мотиву избегание неудачи. Результаты методики Т. Элерса показали, что у подростков из благополучных и неблагополучных семей с низким уровнем тревожности выражено стремление к избеганию неудачи.

С помощью критерия Фишера выявили значимые различия по методике А. Мехрабиана и Т. Элерса в показателях мотива стремления к успеху и избегания неудачи у подростков с высоким и низким уровнями тревожности из благополучных и неблагополучных семей и доказали выдвинутую первую гипотезу о том, что уровни тревожности оказывают влияние на мотивацию достижения успеха, избегания неудачи у подростков из неблагополучных семей: низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха; высокий уровень тревожности – с мотивацией избегания неудачи.

Выводы

Проведенное исследование с помощью опросника тревожности Н. Имедадзе позволило выявить, что больше всего испытуемых подростков из благополучных семей оказалось со средним уровнем тревожности – 53% (32 человек), с низким уровнем тревожности – 27% (16 человека) и меньше всего подростков с высоким уровнем тревожности – 20% (12 человека). Что касается подростков из неблагополучных семей, то здесь больше всего испытуемых с высоким уровнем тревожности – 57% (17 человек), чуть меньше испытуемых со средним уровнем – 30% (9 человек) и с низким уровнем тревожности – 13% (4 человека).

Анализ результатов по методике “Измерение мотивации достижения”, предложенного М.Ш. Магомед-Эминовым, показал, что большинство подростков из благополучных семей выбирают мотив стремление к успеху – 70% (21 человек) и только 30% (9 человек) выбирают мотив избегания неудачи. Большинство подростков из неблагополучных семей выбирают мотив избегания неудачи – 53% (16 человек), мотив стремления к успеху выражен у 47% (14 человека) испытуемых.

Мотивацию к избеганию неудач, мы измерили с помощью методики Т. Элерса. По результатам методики мы видим, что, у подростков из благополучных семей меньше всего испытуемых имеют высокий уровень мотивации стремления к избеганию неудач – 13% (4 человека), средний уровень выражен у 40% (12 человек) и низкий уровень – у 47% (14 человек). У подростков из неблагополучных семей, более выражен средний уровень избегания неудач – 53% (16 человек), менее выражен высокий уровень – 20% (6 человек) и низкий уровень проявляется у 27% (8 человек) подростков.

Проведенное исследование помогло доказать первую гипотезу, вторая гипотеза своего подтверждения не получила.

Таким образом, цель исследования достигнута.

Библиографический список

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  2. Вершинина В. В. Образование как фактор реализации детей и подростков в условиях приюта. – Ульяновск; СПб., 1999.
  3. Выгодский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах. Т. 4. – М., 1984.
  4. Галагузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л. М. Об особенностях психического развития воспитанников домов ребенка и детских домах // Семейный детский дом: проблемы, теория и практика: Сб. – Вып. 2. – М., 1992.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. – М., 1996.
  6. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях //Дефектология. – М, 1997. – № 5.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 512 с. – (Серия “Мастера психологии”).
  8. Мерзляков Ю.М. Модель личностно-ориентированного воспитания в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002.
  9. Миллер С. Психология развития: методы исследования. Серия “Мастера психологии”. – С – Пб., 2002.
  10. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М., 1995. – Вып.4.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.
  12. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1991. – С.113-123.
  13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. – 2-е изд. – М., 1995.