Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Оборудование для педагога: доска, медиапроектор, ноутбук, учебник.

Оборудование для учащихся: технологическая карта (приложение 3), рабочие тетради, учебник, дидактические карточки, обобщающая таблица

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Триединая дидактическая цель:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
  • формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в причастии;
  • повторить написание НЕ с существительными, прилагательными, местоимениями, глаголами;
  • с целью пропедевтичекой работы рассказать ребятам о правописании НЕ с деепричастиями, наречиями.

Развивающая:

  • развивать умение самостоятельно работать с текстом;
  • работать в паре;
  • оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра;
  • развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность и добросовестность;
  • ответственность за результаты своего труда;
  • интерес к русскому языку;
  • эстетическое восприятие окружающего мира.

Обучающие задачи для учащихся:

Знать:

  • условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями и другими частями речи.

Уметь:

  • находить причастия, отличать их от других частей речи;
  • различать НЕ – приставку и частицу; обосновывать свой выбор;
  • использовать слова на данную орфограмму в тексте.

Ход урока

I. Организация начала урока

Цель:

  • проверить организацию учащихся к началу урока;
  • создать доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Приложение 1, слайд 1

II. Актуализация опорных знаний

Цель:

  • подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока, принятию целей и задач урока;
  • актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового.

Чтобы новое узнать,
Нужно многое понять,
Гору правил повторить,
Всё, что нужно, заучить.

1) Орфографическая разминка.

Цель для учащихся: вспомнить правила правописания НЕ с разными частями речи.

Задание: раскройте скобки, объясните написание данных на доске слов с НЕ (устно.)

(Не)настная погода, (не)настье, (не)верное решение, (не)правда, (не)длинный, а короткий спектакль, (не)друг, а просто товарищ, (не)кто, (не)(у)кого, (не)истовствовал, (не)сделал.

Приложение 1, слайд 2

2) Работа с обобщающей таблицей “НЕ с разными частями речи”.

Цель для учащихся: повторить правила правописания НЕ с разными частями речи;    ознакомиться с правописанием НЕ с ещё не изученными частями речи: наречиями и деепричастиями.

НЕ с разными частями речи

Части речи

Слитно

Раздельно

Существительные

Прилагательные

Наречия на – О (-Е)

1) если слово без НЕ

не употребляется:

неряха

неряшливый

неряшливо

1) если есть противопоставление с союзом а:

не правда, а ложь

не правдивый, а лживый

не правдиво, а лживо

  2) если слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ:

неправда – ложь

неправдивый – лживый

неправдиво – лживо

2) с полными и краткими прилагательными, наречиями при усилении отрицания, если есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не
Местоимения (под ударением – НЕ,

без ударения – НИ)

если НЕ, НИ не отделяются предлогом:

никто, ничто

некто, нечто

Если НЕ, НИ отделены от местоимения предлогом:

ни с кем, ни у кого

не с кем, не у кого

Глаголы

Деепричастия

Если слово без НЕ не употребляется:

Негодовать

Негодуя

Во всех остальных случаях:

не видеть

не видя

Причастия    

Вывод учащихся по работе с таблицей “НЕ с разными частями речи”.

Чтобы не ошибиться в правописании НЕ со словами, нужно:

  • определить часть речи;
  • применить правила правописания.

III. Целеполагание

Цель: сформулировать тему и цели урока совместно с учащимися.

Задание: образуйте от глаголов.

(не)истовствовал, (не)сделал причастия. (Устно)

– Как пишутся эти слова?

– Будете ли вы испытывать затруднение в написании этих слов?

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Сформулируйте цели урока.

Приложение 1, слайд 3, 4.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

Задание: рассмотреть запись и в процессе наблюдения сделать вывод, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Приложение 1, слайд 5

1) Работа по карточке № 1.

Цель: изучить новый материал.

Задание: изучить параграф 24 на стр. 65 учебника по методике “Взаимопередача тем”.

Карточка № 1

(Работа в паре)

Ваша цель: усвоить новый материал.

Задание: изучите параграф 24 на стр. 65 учебника по методике “Взаимопередача тем”.

При изучении материала заполните пустую графу таблицы “Правописания НЕ с причастиями”.

Подготовьте выступление контрольной пары.

Приложение 1, слайд 6

2) Работа с алгоритмом правописания НЕ с причастиями.

Приложение 1, слайд 7.

V. Первичная проверка нового материала

Цель:

  • установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;
  • выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.

1) Работа по карточке № 2

Цель: уметь различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.

Задание: списать, раскрыть скобки, графически объяснить написание НЕ с причастиями; произвести взаимопроверку, взаимооценку по ключу.

Карточке № 2

(самостоятельно)

Ваша цель: научиться различать НЕ приставку, НЕ частицу; обосновывать свой выбор.

Задание: спишите, раскройте скобки, графически объясните написание НЕ с причастиями. Произведите взаимопроверку, взаимооценку по ключу.

1) трава (не)скошена;
2) (не)скошенная трава;
3) (не)скошенная вовремя трава;
4) (не)доумевающий взгляд;
5) (не)обдуманный, а опрометчивый поступок.

Приложение 1, слайд 8

VI. Закрепление нового материала

Цель: закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне.

1) Работа по карточке № 3.

Цель: уметь различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.

Задание:

У 1 – образовать краткую форму страдательных причастий с частицей НЕ;
У 2 – распространить причастия зависимыми словами.

Карточке № 3

(Работа в паре)

Ваша цель: научиться различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.

Задание:

У1– образуйте краткую форму страдательных причастий с частицей НЕ;
У2 – распространите причастия зависимыми словами.

Произведите взаимопроверку, взаимооценку по ключу.

У1 – Ненапечатанный листок, неподметённый пол.
У2 – Невыполненное поручение, нерассказанная легенда.

Приложение 1, слайд 9

2) Лингвофизминутка.

Цель: снять физическое напряжение учащихся, попутно продолжая закреплять правило написания НЕ с причастиями и другими частями речи.

Задание: поднять руки вверх и потянуться, вставая на носочки, если слово пишется с НЕ слитно; присесть, если слово пишется с НЕ раздельно.

Неунывающий; не ленивый, а трудолюбивый; некто; не любит; нерадивых; вовремя не выполняющих домашнее задание учеников и недоучек.

3) Сообщение учащегося об эдельвейсе.

Перед чтением сообщения говорю учащимся, что очень важно ценить жизнь, уметь всматриваться, вслушиваться в окружающий нас мир:

Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву.
Всё, что дано вам от рожденья
Двумя словами: “Я живу”

С.Я.Маршак

Эдельвейс

Белые звездочки эдельвейса растут высоко в горах – почти у самого неба. Чтобы взобраться к эдельвейсу по отвесным скалам, порой требуется отвага. В образе эдельвейса воплотилась вся романтика горных восхождений. И не только. Говорят, эдельвейс пахнет мёдом. О романтическом цветке многие регионы слагают свои собственные легенды. Для разных народов горный эдельвейс означает одно и тоже: любовь, преданность, отвагу.

Приложение 1, слайд 10-16. Звуковое сопровождение, приложение 2.

4) Работа по карточке № 4.

Цель: уметь находить причастия с НЕ, отличать их от других частей речи с НЕ.

Задание: прочитать легенду об эдельвейсе, выписать из текста словосочетания, в которые входят причастия с НЕ, объяснить написание.

Карточка № 4

(Самостоятельно)

Ваша цель: уметь находить причастия с НЕ, отличать их от других частей речи с НЕ.

Задание: прочитайте легенду об эдельвейсе, выпишите из текста словосочетания, в которые входят причастия с НЕ, объясните написание причастий. Произведите самопроверку, самооценку по ключу.

В давние времена жила на свете капризная принцесса, не желавшая выходить замуж за не испытавшего трудности юношу. Чтобы показать свою смелость и отвагу, жених должен был поднести ей в дар неописуемой красоты цветок, растущий высоко в горах. Многие смельчаки отправлялись за нераспустившимся сокровищем. Но эдельвейс был так же неприступен, как сама принцесса. Кто-то, так и не решившийся на подвиг, возвращался ни с чем. Кто-то, так и не взобравшийся по отвесным скалам, погиб. Только спустя годы нашёлся юноша, не побоявшийся опасности, и принёс принцессе этот удивительный цветок. Наконец-то сказала “да” обрадованная принцесса. Но юноша не согласился. Ведь капризная красавица стала к тому времени старухой. А юноша, добывая цветок, вместе с ним обрел на долгие годы везение и храбрость. С тех пор многие юноши стремятся подарить своей возлюбленной цветок эдельвейса как знак своего высокого чувства.

Приложение 1, слайд 17

5) Работа по карточке № 5.

Цель: различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор; уметь употреблять слова на изученную орфограмму в тексте

Задание: познакомиться с ещё одной версией истории об эдельвейсе, вставить в текст карточки подходящие по смыслу причастия из справок, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.

Карточка № 5

(Самостоятельно)

Ваша цель: научиться различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор; уметь употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.

Задание: познакомьтесь с ещё одной версией истории об эдельвейсе, вставьте в текст карточки подходящие по смыслу причастия из справок, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму. Произведите самопроверку и самооценку по ключу.

Карпатская легенда повествует о шелковой косице, охраняемой длинноволосыми сказочными красавицами, живущими высоко в ______________________ горах, обычным людям туда трудно добраться. Они заботливо ухаживают за эдельвейсами, ________________ попадаться в руки неискренним людям. Хозяйки эдельвейсов безжалостно сбрасывают в пропасть охотников, ______________ взобраться за прекрасными серебряными звездами. Только смельчаков, _______________ в своём чувстве, преданных своей возлюбленной, оставляют в живых. Горные девушки дарят им талисман любви, позволяя возвратиться к своей единственной и желанной избраннице.

Для справок: (не)проходимых, (не)побоявшихся, (не)сомневающихся, (не)желающими

Приложение 1, слайд 18, 19

6) Работа по карточке № 6.

Цель: проверить усвоение изученного правила.

Задание: выполнить тест; произвести самопроверку и самооценку по ключу.

Тест

1. Пишется слитно.

а) (не)спрятанные ценности;
б) (ни)кем (не)спрятанные ценности;
в) ценности (не)спрятаны.

2. Укажите слово с ошибкой.

а) невыращенный куст;
б) невыращенный к весне куст;
в) куст не выращен.

3. Укажите слово без ошибки.

а) не тронутый морозом;
б) никем нетронутый;
в) нетронут.

Приложение 1, слайд 20, 21

VI. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки

Цель: подвести итоги учебного занятия.

Приложение 1, слайд 22

VII. Информация о домашнем задании

Цель: прокомментировать учащимся предложенные задания на выбор.

Домашнее задание:

Параграф 24, задания по выбору:

1) упражнение 133 (раскрыть скобки);
2) упражнение 134 (вставить по смыслу зависимые слова, раскрывая скобки);
3) описать сад или цветник, используя слова на изученное правило.

Приложение 1, слайд 23,24