Путешествие по оперным странам мира

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Ход игры

(Слайды 1-2)

Рисунок 1

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Англии и Франции; Санкт-Петербурга и Москвы, а также Челябинска. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.

А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.

Давайте попробуем его изобразить.

Игра «Поезд».

1 ряд: «чух-чух» – четверти; 2 ряд: «пых, пых – пых, пых» – восьмые.

Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон» В. Шаинского. 1 куплет – поет 3 ряд.

(Приложение 2. «Голубой вагон»)

Рисунок 2

(Слайды 3-4)

Станция 1. Италия.

Учитель: И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.

Сценка 1. «Итальянцы».

Учитель: Здравствуйте, уважаемые итальянцы.

Ит.1: Бон джорн сеньор.

Ит.2: Бон джорн, сеньорита.

Учитель: Подскажите, пожалуйста, что это за прекрасное здание?

Ит.1: Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы». Впервые он открыл свои двери в 1778 году.

Учитель: А когда же появились оперные театры?

Ит.2: Первые театры появились на родине оперы в Италии, а именно во Флоренции. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.

Учитель: Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Вы слушаете оперу знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди в исполнении не менее известного певца Энрико Карузо.

(Приложение 3. «Сердце красавицы»)

(Слайд 5)

Ит.1: А вы знаете, что слово «опера» в переводе означает труд, дело, сочинение.

Учитель: Потому что каждый спектакль – это труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра и художника.

Ну что ж, спасибо вам, за экскурсию, жаль с вами расставаться, но нас еще ждет увлекательное путешествие на родину великого драматурга Уильма Шекспира – Англию.

Игра «Поезд».

(Приложение 2. «Голубой вагон»)

Станция 2. Англия.

Учитель: Один из ведущих театров мира Ковент Гарден находится в Лондоне. Свое название театр получил от квартала, прославившегося цветочным рынком. Его еще называют Королевским оперным театром.

Сценка 2. «Королевское ложе» и физкультуреая минутка.

(Слайды 6-10)

«В центре зрительного зала, напротив сцены находилось «королевская ложе». Это были самые удобные места. Оттуда смотрели спектакли король и его приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал король, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами. Успех спектакля зависел от того, как его Величество реагировал на представление. Если он зевал – то и на всех нападала скука, если же он смеялся, то и все заливались от хохота».

В Ковент Гардене в 1965 году впервые был поставлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Давайте посмотрим отрывок из балета «Джульетта-девочка» (видео).

Учитель: Посмотрим на реакцию нашего короля. Мне, кажется, он остался доволен. А мы с вами продолжаем наше путешествие во Францию.

Игра «Поезд».

(Приложение 2. «Голубой вагон»)

Рисунок 3

Станция 3. Франция.

(Слайды 11-14)

Сценка 3. «Зарождение балета».

Фр.1: А у нас во Франции оперное искусство тоже очень популярно. Так, в Париже есть знаменитый оперный театр – Гранд Опера, что означает Большая опера.

Учитель: Здание отличается пышностью и великолепием скульптурных украшений, мозаики и позолоты.

Фр.2: Франция была известна не только операми, но у нас начал развиваться балет.

(Слайд 15)

Фр.1: История французского балета началась во времена Людовика 14, когда праздники превращались в настоящие представления с различными шествиями, конными парадами, с песнями и танцами и назывались придворными балетами.

Фр.2: Людовик 14 основал Королевскую академию танца.

Фр.1: С тех пор, балет стал музыкальным спектаклем, в котором артисты танцуют.

Учитель: Спасибо вам, милые французы, за интересный рассказ. А нам пора. Мы отправляемся в Россию.

Игра «Поезд».

(Приложение 2. «Голубой вагон»)

(Слайд 16)

Станция 4. Россия. Санкт-Петербург.

Учитель: В Россию опера пришла в середине 18 века, в начале пели только итальянцы. А первые русские оперы ставились в крепостном театре.

Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?

(Приложение 4. «Марш Черномора»)

Ответы детей: Марш Черномора, «Руслан и Людмила», автор поэмы А.С.Пушкин.

(Слайды 17-20)

Станция 5. Москва.

Учитель: Перенесемся в центр Москвы, в знаменитый Большой театр, с его величественными колоннадами. Основан он в 1776 году. За всю свою историю Большой театр, два раза горел, был восстановлен и сейчас его после реставрации открыли. Площадь перед ним названа Театральной.

В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. (Назовите балеты П.Чайковского.)

Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры (видео).

Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». О сюжете вы можете узнать из программки, где написано либретто, т.е., краткое содержание оперы или балета.

«Танец маленьких лебедей» (видео).

(Слайд 21-22)

А мы с вами направляемся в сторону дома, в Челябинск.

Игра «Поезд».

(Приложение 2. «Голубой вагон»)

Станция 6. Челябинск.

Сценка 4. «Челябинск – культурный».

(Приложение 5. «Вступление»)

Матрешка:

В некотором царстве, в некотором государстве.
Царь – на вид сморчок, голова с кулачок.
А злобности в нем – огромадный объем.
А вот Устин – царя сын.
Сам красавец, удалой молодец.
На печи полеживает, семечки пощелкивает,
Учиться не желает, ум свой напрягает.

Царь:

Ты, Устин, широк в плечах. Да башкой совсем зачах.
Хватит, мой сынок, лениться поезжай-а ты учиться!

Устин:

Не было напасти – и на тебе, здрасьте!
В таком разе, говорю без истерики,
Поеду учиться в Америку!

Царь:

А зачем так далеко?
У нас все под боком!
Станешь ты культурным и просвещенным
В челябинских краях выученный!
Садись, не икай, в беседу вникай!

(Приложение 6. Штраус Марш)

Матрешка:

Челябинск – город культурный,
Это тебе не играть в дуду!

Царь:

Книжек там море окиян!
Духовной пищи до тыщи!

Матрешка:

Хочешь узнать про родимый край –
в краеведческий музей ступай!

Царь:

А какие там театры!
Посети, не будь дурак!..

Устин:

Я желаю знать подробно
Где, куда, чаво и как!

(Приложение 7. Вивальди «Осень»)

Скоморох 1: Для вашего Величества – театр драматический!

(Приложение 8. «Танец маленьких лебедей»)

Скоморох 2: И такого не видал нигде ты – театр оперы и балета!

Скоморох 3: А вот просто чудо – театр кукол!

Устин:

Сколь по прихоти царя я не плавал за моря,
Не видал прекрасней места, откровенно говоря!

Царь:

Так что сбрось хандру и лень
И в дорогу сей же день!

(Приложение 9. Заключение)

Все: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!

Учитель: Спасибо нашим артистам, давайте поблагодарим их аплодисментами.

Станция 7. Озерск.

Учитель: Скажите, ребята, пожалуйста, а какие театры в нашем городе есть?

(Драматический театр «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок».)

Учитель: А вы знаете, недавно Кукольному театру исполнилось 60 лет.

(Приложение 10. Жужжание мотора)

Учитель: Ой, что это?

Сценка 5. «Кукольный театр».

Карлсон:

Я самый лучший в мире бегун
И самый лучший в мире прыгун
Я – и танцор и отважный боец
Да и вообще, я во всем молодец!
Я – самый добрый и самый щедрый
Я – самый скромный, и самый безвредный!
Самый красивый, конечно же, я! Карлсон!

Здравствуйте, ребята! Я к вам прилетел не с пустыми руками, я вам принес в подарок «Азбуку поведения в театрах и на концертах», а также репертуар театров на май месяц. Жду вас в гости. До встречи!

Рисунок 4

Учитель: А мы с вами завершили наше путешествие, давайте же поделимся впечатлениями о нашей поездке. Вспомним, где мы с вами побывали.

(Слайд 23)

Закрепление пройденного: Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает.

Карточки:

  1. Ла Скала.
  2. Верди.
  3. Опера.
  4. Ковент Гарден.
  5. Гранд Опера.
  6. Балет.
  7. Мариинский театр.
  8. М.Глинка.
  9. Большой театр.
  10. Либретто.
  11. Челябинск.

Учитель: Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты.

Я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр.

А на память вы можете взять репертуар театра и памятку зрителя. И как написано в вашей памятке, лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку.