Практическая работа по теме "Соединения кальция в природе". 9-й класс

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Цель урока:

  1. Изучить соединения кальция, осуществив экспериментально природный известковый цикл и получить готовый продукт- карбонат кальция.
  2. Закрепить умения учащихся осуществлять превращения веществ, составлять уравнения реакций.

Стратегическая цель:

  1. Активизация учащихся к изучению нового материала, используя средства технологии развивающего обучения, а именно проектной.
  2. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся для решения конкретной задачи и достижения результата в виде образовательного продукта.
  3. Развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся.
  4. Развитие исследовательских умений учащихся:
    • выявлять проблему;
    • выдвигать гипотезу;
    • собирать информацию и определять пути поиска;
    • планировать действия для эксперимента;
    • осуществлять эксперимент;
    • обобщать и формулировать выводы;
    • фиксировать результаты и составлять отчет.

Задачи урока:

  1. Выяснить, какие соединения кальция составляют известковый цикл в природе.
  2. Осуществить известковый цикл экспериментально и получить готовый продукт.
  3. Составить отчет о проделанной работе с указанием химизма исследуемого процесса.

Личностно-формирующая направленность урока: расширить границы мировоззрения учащихся, формировать интерес к изучаемым химическим явлениям.

Тип урока: нетрадиционный – урок-исследование с использованием проектной технологии.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Форма урока: практическая работа.

Методы урока: проблемный, частично-поисковый, метод сравнения.

Предполагаемый результат. Расшифровка природного известкового цикла. Приобретение знаний о соединениях кальция, а также информации для последующего изучения темы «Соединения углерода» (элемент опережающего обучения).

Средства урока:

  • «Химия 9» – учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2009;
  • Химическая энциклопедия;
  • коллекции природных соединений кальция.
  • информационные карты по теме.

Оборудование:

  • спиртовки, тигельные щипцы;
  • химические стаканы, химические воронки;
  • фильтровальная бумага, конические колбы;
  • стеклянные трубки, раствор фенолфталеина;
  • держатели для пробирок, пробирки, реактивы.

Подготовительная работа. На предыдущем уроке-подготовке к практической работе выполнены следующие этапы (см. «Структура и содержание урока»): №1, №2, №3. Каждая группа получила следующее домашнее задание: подготовить к практической работе презентации о природном известковом цикле (о превращениях кальция в природе).

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Контроль
1. Организационный момент (подготовительный).
2-3 минуты.
Приветствует учащихся и распределяет их по группам (3-4 человека). Приветствуют учителя, объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности, готовят для работы тетради, учебники, фломастеры и листы А-4 (назначают ответственных за эксперимент и за составление отчета по проекту).  
2. Постановка проблемы учителем. Обсуждение учащимися содержания предстоящего исследования.
8 минут.
А) Ставит проблему: Предположите и докажите свою версию экспериментально, из каких веществ может состоять известковый цикл и какие превращения возможны в этом цикле.

Б) Направление поиска: учитель предлагает рассмотреть выданные коллекции природных соединений кальция (известняк, мел, мрамор, ракушечник, яичная скорлупа) и обратить внимание на их химический состав.

В) Учебная задача.
Используя выданные природные соединения кальция, осуществите превращение данного вещества, чтобы в результате этих процессов получилось соединение, сходное по составу с природным карбонатом(готовый продукт).
Эти реакции должны воспроизвести так называемый природный известковый цикл.

В) Информирует об оформлении отчета по данному проекту (запись всех уравнений реакций, демонстрация презентации).

А) Слушают учителя.

Б) Рассматривают выданные коллекции минералов.

В) Обсуждают предложенную проблему.

Г) Собирают нужную информацию из учебника, интернета, химической энциклопедии.

Наблюдение за работой групп.
3. Планирование.
10 минут.
В случае затруднений, консультация учащихся через вспомогательные карты, за пользование которыми следует потеря баллов за работу. Анализируют, обобщают информацию.
Намечают пути решения проблемы.
Контролирует работу учащихся через промежуточные отчеты и фиксирует группы, обратившиеся за помощью.
4. Реализация проекта и составление отчета.
15 минут.
Корректирует работу учащихся, следит за правилами техники безопасности при выполнении эксперимента. Выполнение эксперимента и составление отчета по данному проекту. Контроль практических навыков учащихся при выполнении эксперимента.
5. Презентация проекта и его оценивание.
10 минут.
Выступает в роли эксперта. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель выполняет демонстрационные опыты по превращению:
а) известняка в оксид кальция;
б) оксида кальция в гидроксид кальция;
в) гидроксид кальция в известковую воду путем фильтрования;
г) известковую воду в карбонат кальция;
д) карбонат кальция в гидрокарбонат кальция;
е) гидрокарбонат кальция в карбонат.

Вместе с учащимися анализирует предложенные проекты и выставляет итоговую оценку каждой группе.

Задание на дом (индивидуально):

  1. Для чего в старину хозяйки для лучшего хранения (защита от гнили) обмазывали овощи (например морковь) известью. Приведите уравнение реакции, доказывающее Ваш ответ.
  2. Под землей среди известковых пластов образуются огромные полости – карстовые пещеры. Сверху вниз свисают сталактиты, а навстречу им поднимаются сталагмиты. Кто строитель этих подземных чудес? Запишите уравнения происходящих явлений.

Задание на дом всем учащимся:

  1. Стр. 64-66 учебника «Химия 9». Авт. О.С. Габриелян.  – М.: Дрофа, 2010.
  2. Стр. 67, упр. 1, 4, 5.

Информационная карточка для учащихся.

1. Тема Вашего проекта: «Воспроизведение известкового природного цикла».

2. Цель работы: выяснить, из каких веществ может состоять известковый цикл и какие превращения возможны в этом цикле. Докажите свою версию экспериментально.

3. Направление поиска.
Используя любой выданный минерал, осуществить превращение данного вещества (подобно процессам в природе). Но в результате этих превращений у Вас вновь должно получиться вещество, сходное по составу с исходным.
Эти реакции должны воспроизвести так называемый природный известковый цикл.

4. Техника безопасности при выполнении эксперимента.

  • При работе с огнем соблюдайте осторожность.
  • При работе со стеклянной посудой будьте аккуратны.
  • При работе с растворами кислот и щелочей будьте внимательны.

5. Рекомендации к оформлению:

  • Изобразить известковый цикл в виде рисунка на листе формата А-4.
  • Указать названия всех соединений кальция, участвующих в известковом цикле.
  • Записать все уравнения реакций, лежащих в основе этого круговорота.
  • Указать условия и признаки каждой реакции, основываясь на наблюдениях в ходе эксперимента.

6. Возникли трудности в работе.

Если возникают трудности в ходе работы над проектом, вы можете обратиться за помощью:

  • к учебнику;
  • к химической энциклопедии;
  • использовать интернет;
  • в последнюю очередь, к учителю, но, при этом вы теряете баллы от своей итоговой оценки.