Тема урока: «Решение генетических задач и составление родословной».
Учитель: …………….
Класс: 9-А.
Место проведения: ……………..
Цель посещения: оценка эффективности работы учителя по созданию условий для самореализации учащихся и актуализации их личностного опыта.
В ходе урока на первоначальном этапе была ярко выражена постановка целей, ориентированных на развитие личности ребёнка, развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету, на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления. Цели доступны, целостны, ситуационны. Они соответствуют возрастным возможностям и уровню готовности учащихся.
Данный урок относится к типу урока – обобщения и систематизации, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: лабораторная работа. Структура урока отвечает его содержанию, стилю взаимодействия учителя и учащихся, его результативности.
Актуализация знаний была проведена в виде диалоговой проверки: разбор основных терминов и понятий пройденного раздела. Учитель подбадривал учащихся, испытывающих затруднения в формулировке ответа. В работу включены «слабые» учащиеся. В доброжелательной обстановке проведена жеребьёвка, класс разделили на четыре группы с учётом желаний учащихся.
Основная часть урока построена с учётом гигиенических критерий рациональной организации урока: наблюдалось чередование различных видов учебной деятельности, их средняя продолжительность – не более 8-10 минут; наличие эмоциональных разрядок; учитель следит за осанкой учащихся; вовремя проведена физминутка; на уроке преобладали положительные эмоции; учитель даёт рекомендации без повышения тона. На протяжении всего урока просматривается работа учителя над созданием условий ситуации успеха и уверенности учащихся в свои силы.
В ходе урока самостоятельно все учащиеся класса были заняты решением достаточно трудных задач с помощью алгоритма определения типов гамет, алгоритма решения прямых и обратных задач, обсуждая возможные варианты решения в группах. Очень интересно прошла работа по разбору проблемных вопросов главы 14 «Закономерности наследования признаков»: учитель предложил игру «Ромашка». Каждая группа была задействована в обсуждении. Большинство ответов учащихся построены логически правильно, полно, содержали примеры.
Использовались и другие разнообразные формы и методы организации учебной деятельности: работа с карточками – символами, условными знаками, работа со схемой родословной.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Урок эффективен, т. к. его цели достигнуты. Урок работал на осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.
- На уроке создавались педагогические ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, это благоприятная обстановка для естественного самовыражения ученика.
В качестве рекомендаций учителю предлагается:
- рациональнее использовать классную доску;
- продумать подробнее работу по инструктивной карточке к лабораторной работе;
- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- проводить краткий инструктаж по выполнению Д/З.
Так же предлагаю вам материалы готовых справок по итогам внутришкольного контроля по нескольким направлениям работы школы (Приложение 1).