Открытый урок химии по теме "Приготовление раствора соли и расчет ее массовой доли в растворе". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

Задачи:

  • познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;
  • повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
  • закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
  • продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Оборудование: Лабораторные весы с разновесами, лист бумаги, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: Хлорид натрия, вода. 

Эпиграф к уроку:

«Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею».
Марк Тулий Цицерон.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из

частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

III. Основная часть урока

- Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Два ученика, в роли химиков, объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

1 Ученик:

Помни каждый ученик,
Знай, любая кроха,
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо!

2 Ученик:

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай,
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай!

1 Ученик:

Чтобы опыт получился,
Пользуйся посудой чистой!

2 Ученик:

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд!

Физкультминутка.

Актуализация теоретических знаний.

Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.

- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).

- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?

(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва + : mводы, mводы= v*ρ).

Выполнение практической работы.

На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.

Задание: Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCL. Всплывшие семена бракуют. Приготовьте раствор, содержащий 80г воды и 8г соли. Рассчитайте массовую долю соли в растворе.

1 Этап. Измерение массы соли.

- Откройте коробку с весами, соберите чашечные весы, уравновесьте чашки с помощью листа бумаги.

- На правую чашку весов поставьте гирьки нужной массы, а на левую аккуратно насыпьте твердую соль.

- Взвесьте необходимую массу твёрдой соли, пользуясь этим правилом взвешивания.

- Взвешенную соль высыпьте в химический стакан.

2 Этап. Приготовление раствора.

- Отмерьте мерным цилиндром необходимый объем воды.

- Ответьте на вопрос: Почему объём воды равен её расчётной массе?(так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл).

- Вылейте воду в стакан с твёрдой солью и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.

3 Этап. Оформление работы.

Этап Оборудование Действия, расчеты
     

IV. Закрепление

- Что вы получили в ходе практической работы? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)

- Сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

V. Итог урока

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).

- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

VI. Домашнее задание

Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?

Список использованной литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
  2. Методическое пособие к курсу О.С. Габриелян «Химия. 8 класс» - М.:Дрофа,2010г.
  3. http://metodsovet.su/dir/khimia/7
  4. http://kimhimik628181.jimdo.com/#login