Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. По утверждению исследователей современный период развития образования характеризуется тем, что традиционная (знание-вая) образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию. Основными причинами тому являются ускорение темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (появление новых профессий, необходимость менять работу, учиться на протяжении всей жизни и т.п.), возрастание процессов информатизации. Возникла необходимость формировать такие качества личности, которые позволят стать ей инициативной, самостоятельной, компетентной (в самом широком смысле слова). Развитие педагогической науки привело к тому, что в школе появилась новая образовательная цель: формировать у учащихся ключевые образовательные компетенции. Цель эта подтверждена на уровне образовательной политики и в нормативных документах(Федеральная целевая программа развития образования, ФГОС, Закон об
образовании).

В связи с этим сейчас я работаю над методической темой "Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики".

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Под понятием "компетенция" мы понимаем заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а под "компетентностью" – реально сформированные личностные качества учащегося и его минимальный опыт деятельности.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии г. Москва, выделяет следующие ключевые компетенции:

Ценностно-смысловую (способность ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способность принимать человека, как высшую ценность; способность осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности).

Общекультурную (не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение людей других национальностей, религий, культур, языков, рас).

Учебно-познавательную (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; владение приёмами действия в нестандартных ситуациях).

Информационную (умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников).

Коммуникативную (умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками).

Социально-трудовую (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе; брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций).

Компетенцию личностного самосовершенствования (потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни; способность к осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения; владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства).

"Строительство" ключевых компетенций "закладывается" в образовательный процесс посредством современных технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно - коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве и др.

В своей работе я использую метод проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности.

При работе над проектом ставятся задачи:

  • обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
  • повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
  • научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
  • организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности;
  • обучать школьников публичному выступлению;
  • обучать учащихся рефлексии;
  • расширять образовательное пространство учеников, их мировоззренческий кругозор;
  • способствовать мотивированному выбору профессии.

В качестве примера созданных и реализованных проектов приведу проект "Симметрия вокруг нас". Учебный проект "Симметрия вокруг нас" был предназначен для учащихся 6 класса, занимавшихся по программе "Школа 2000"(авторы Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон).

В процессе работы над проектом шестиклассники познакомились с понятием симметрии, рассмотрели различные виды симметрии, выполнили творческие работы "Симметрия в архитектуре", "Симметрия в искусстве", "Палиндромы". Проект послужил основой реализации понимания того, что источник возникновения геометрии - реальный мир и все прекрасное вокруг, созданное руками человека - это воплощение идей, основанных на геометрических формах и представлениях.

Оформляя результаты исследовательской деятельности учащиеся, используя ИКТ, научились:

  1. Искать информацию в различных источниках.
  2. Использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет.
  3. Размещать свои материалы в сети.

Проектная форма обучения способствует формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.

Информационно-коммуникационные технологии, рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При объяснении нового материала использую компьютерную презентацию как источник учебной информации и наглядное пособие. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. У учащихся активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

Для развития вычислительных навыков в 5 классе провожу устный счёт "Угадай картинку". Если ответ верный, открывается часть картинки. В конце открывается вся картинка. Напоминает игру "Лото".

Хотелось бы обратить внимание педагогов на сайты, где можно найти необходимый материал для подготовки и проведения урока:

  • Учебные фильмы | Цифровые видеоресурсы СФУ http://tube.sfu-kras.ru/films
  • Автоматизированное рабочее место учителя математики http://arm-math.rkc-74.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
  • Сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су http://pedsovet.su
  • Видео – репетитор подготовки к ЕГЭ http://video-repetitor.ru
  • Математические этюды http://www.etudes.ru/

Создание собственных программных продуктов тоже не новшество, каждый учитель математики в той или иной мере создает презентацию к уроку. Создание презентаций интересно ребятам.

На факультативных занятиях мы пробовали решать онлайн - тесты ГИА.

Мультимедийные средства обучения в кабинете математики

Класс Название Вид Кол-во
экз.
10–11 Стереометрия Компакт-диск 1
10 Уроки алгебры Кирилла и Мефодия Компакт-диск 1
10 Уроки геометрии Кирилла и Мефодия Компакт-диск 1
10 Уроки геометрии Кирилла и Мефодия Компакт-диск 1
8–9 Алгебра. Поурочные планы по учебникам под ред. Г.В. Дорофеева Компакт-диск 1
5–6 Математика. Версия для школьника. Компакт-диск 1
6–7 Математика. Поурочные планы по учебникам под ред. Г.В. Дорофеева Компакт-диск 1
7–9 Уроки геометрии. Электронное приложение. Компакт-диск 1
5–10 Уроки математики. Мультимедийное приложение к урокам Компакт-диск 1

Какова же эффективность применения ИКТ-технологий на уроках математики?

  • Во-первых, использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти;
  • во-вторых, позволяет использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
  • в-третьих, делает уроки интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышает мотивацию к обучению.

Применение информационно-коммуникационных технологий формирует учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенцию.

Результатом применения проектной и информационно-коммуникационных технологий стало создание учащимися социальных и учебных проектов с компьютерными презентациями, представленных на различных конкурсах и на школьной исследовательской конференции.

Учебный год Тема

2008–2009

Социальный проект “Школа вежливости”

2009–2010

Социальный проект “Мобильные телефоны: за и против”

2009–2010

Учебный проект “Занимательный задачник”

2010–2011

Учебный проект “Обыкновенные дроби”

2010–2011

Учебный проект “Симметрия вокруг нас”

2011–2012

Учебный проект “Проценты в жизни людей”

2011– 2012

Учебный проект “Математические задачи в литературных произведениях”

2012–2013

Учебный проект “Математические софизмы и парадоксы”

2012–2013

Учебный проект “Правильные многогранники”

Особая роль в формировании компетенций на уроках математики принадлежит игровым технологиям.

Напомним, что игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:

  • освоение содержания той или иной предметной области;
  • развитие познавательной и личностной сферы ученика;
  • оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
  • Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
  • игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
  • игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
  • игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
  • игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетенции благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
  • игровые технологии обеспечивают формирование социальной компетенции, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений.

Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

Для создания на уроке игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:

  • мультимедийных презентаций;
  • интерактивных программ;
  • графических демонстрационных и раздаточных материалов;
  • видео, аудио или мультипликационных фрагментов.

Игру "Самый умный" можно провести на обобщающем уроке "Десятичные дроби". Выбирая номер задания, ученики отвечают на вопрос. Играть можно со всем классом, а можно разделиться на команды.

После изучения в 8 классе темы "Четырёхугольники" по геометрии можно провести игру "Форд Байярд". Перед игрой желательно рассказать об истории этого сооружения. Учащиеся проходят испытания, отвечая на вопросы по изученной теме. Есть в игре и звуковое сопровождение.

Игровые технологии помогают формировать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенции.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения, на педсоветах, на своём сайте в социальной сети работников образования. Публикую свои статьи в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок", на страницах сайта.

Преподавание математики связано в моей педагогической деятельности с внеклассной работой по предмету. Ежегодно в школе проходят декады математики.

Каждый год участвую в организации и проведении Пермского математического чемпионата, Международного конкурса по математике "Кенгуру", в олимпиаде УРФО. Мои ученики принимали участие и становились призёрами Всероссийской олимпиады по математике "Авангард", муниципальной олимпиады по предмету.

Уровень сформированности таких компетенций, как учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная, я оцениваю, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. Наличие грамотной логической речи проявляется в первую очередь в непосредственном общении, а затем уже при написании письменных работ.

В последнее время особое место занимает такое средство мониторинга достижений учащегося как портфолио. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.

Такая работа тоже начинается в нашей школе.

Подводя итог выступлению, хочу сказать, что приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий, игровые технологии позволяют наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Об этом говорят результаты моей деятельности:

  1. Высокое качество обученности школьников.
  2. Рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.
  3. Сформированность социальных компетенций, развитие социального опыта учащихся(бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, школы).