Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в рамках урока математики при комплексном использовании электронных образовательных ресурсов

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Тенденция массового внедрения информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общее образование обусловлена не только уровнем развития технологической базы, но и требованиями федерального государственной стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС С (П) ОО) к уровню освоения образовательной программы.

Список требований, предъявляемых к результатам метапредметного освоения средней (полной) образовательной программы, включает в себя «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач», что подразумевает активное использование данных средств в самом процессе обучения.

Современный уровень развития ИКТ позволяет классифицировать используемые в образовательном процессе электронные ресурсы по следующим направлениям:

  • по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы;
  • по виду содержимого контента: электронные справочники, викторины, словари, учебники;
  • по реализационному принципу: мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего контента: ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы и т.д.

Базовое содержимое образовательного контента можно классифицировать по образовательно-методическим функциям (рис. 1).


Рис. 1. Классификация контента ЭОР по образовательно-методическим функциям

В школах нашего города наиболее используемыми ЭОР являются мультимедийные презентации, включающиеся в себя видео- и аудиофрагменты и электронные энциклопедии: Википедия, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Несомненно, презентация в качестве сопровождения к уроку позволяет решить целый ряд задач от текстографического сопровождения вплоть до моделирования качеств объектов и процессов.

Однако учебный процесс не исчерпывается только лишь получением информации, поэтому необходимо обеспечивать проведение практических занятий и организовывать систему контроля знаний. Структура подавляющего числа уроков математики включает в себя все три указанных элемента (получение информации, практические задания и контроль знаний) в разном соотношении, в зависимости от типа урока.

Рассмотрим комплексное использование ЭОР на примере урока обобщения и закрепления знаний в 9 классе по теме: «Функции, их графики и свойства. Графический метод решения уравнений». Классический вариант структуры проведения урока с использованием презентации (см. Приложение 1) можно представить с помощью блок-схемы на рис. 2. Использование презентации в качестве содержательно-иллюстративного контента помогает исключить временные затраты как на поиск нужного задания в учебнике, так и на воспроизведение иллюстративной информации к заданиям по дополнительной учебно-методической литературе. Кроме того, цветные графики активируют внимание обучающихся и способствуют повышению мотивации получения знаний.

Стандартная структура урока включает в себя такие пункты, как проверка домашнего задания и объявление темы, целей и задач нового урока. Поскольку рассматривается урок обобщения и закрепления знаний, и сама презентация ориентирована на практические задания, далее следует работа по учебным материалам презентации, сопровождаемая информативными комментариями учителя и обучающихся по мере необходимости. После выполнения запланированных заданий в качестве элемента контроля проводится блиц-опрос (см. Приложение 2), по результатам которого выставляются оценки за урок.

Явным недостатком такого подхода является отсутствие дифференциации и индивидуализации процесса обучения, а также появление временных издержек для ряда обучающихся, справившихся с заданием быстрее основного состава класса.

Устранить данный недостаток можно с помощью использования дополнительных ЭОР, а именно, генераторов автоматизированных тестов, поскольку выполнение тестовых заданий удачно сочетает проверку уровня освоения учебной программы с повторением.

Структура урока, включающего дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, изображена с помощью блок-схемы на рис. 3.

Первым этапом дифференциации процесса обучения является формирование групп обучающихся по уровню текущей успеваемости. Выделено три интервала относительной успеваемости: 2,9–4,1; 4,2–4,8; 4,9–5,0, которые можно назвать также как «твердые три, четыре и пять». Работа с группой успеваемостью 2,9–4,1 проводится по сценарию, отраженному выше (рис. 2).

Поскольку у обучающихся с успеваемостью 4,2–4,8 и 4,9–5,0 относительная скорость решения заданий выше, нежели у остальных, то для организации работы с ними будут использоваться автоматизированные тестовые модули.

Для группы 4,2–4,8 тестовые задания составлены по тематике презентации (см. Приложение 3). В тестовом модуле предусмотрена возможность выполнения его в свободном порядке, позволяющая оставить задание, которой вызвало затруднение, и вернуться к нему с группой, работающей по презентации, на этап решения у доски.

 


Рис. 2. Линейная структура проведения урока с использованием презентации

По завершению теста по тематике презентации с достаточным запасом времени до конца урока можно предложить выполнить тест повышенной сложности (см. Приложение 4), если времени остается недостаточно для полноценного выполнения теста, группы 2,9–4,1 и 4,2–4,8 объединяются для проведения блиц-опроса.

Обучающиеся с успеваемость 4,9–5,0 запускают автоматизированный тест, содержательный контент которого включает в себя нестандартные задания и повышенной сложности (см. Приложение 5), так как рабочий процесс для этой группы на уроке заключается не только в обобщении и повторении материала, но и в развитии творческого мышления. Оценка за урок выставляется по результатам тестирования.

 


Рис. 3. Дифференциация и индивидуализации процесса обучения при комплексном использовании ЭОР


Рис. 3. Окончание

Следует также отметить, что генераторы тестов можно использовать не только для создания отдельных точек тестового контроля, но и организации сетевого тестирования с дифференцированием заданий по уровням сложности с последующей настройкой параметров оценивания.

Личный опыт использования автоматизированного контроля позволил выделить следующие достоинства:

  1. Повышение объективности оценки знаний.
  2. Отсутствуют временные затраты на проверку.
  3. Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.
  4. Устраняется возможность подсказок и списывания.
  5. Возрастает познавательная активность учащихся.
  6. Активизируется творческое мышление.

На основе изложенной информации можно сделать вывод, что компьютерное тестирование не только расширяет методологическую и технологическую базы используемых ЭОР, но и является эффективным способом проверки знаний.

При подготовке данного урока использовалось следующее программное обеспечение и ЭОР:

  1. Презентация Microsoft PowerPoint «Функции, их графики и свойства. Графический метод решения уравнений» - базовый содержательный материал.
  2. Graph 2.0 - программа для рисования графиков математических функций в заданной системе координат, которую можно классифицировать как предметную виртуальную лабораторию. Поддерживаются также стандартные и параметрические функции, так и координатные функции. Использовалась для создания иллюстративного материала при подготовке презентации, с целью унификации представления графического материала.
  3. MyTest X – система программ (программа тестирования, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Дополнительными достоинствами системы являются высокая эргономичность, создаваемого ПО, и широкие функциональные возможности настройки как отдельных тестовых заданий, так и режима тестирования в целом.
  4. MyTestBuilder – дополнение к MyTest X для создания автономных тестов в формате exe.

Все используемое программное обеспечение является свободно-распространяемым, и его использование не влечет за собой нарушение закона о соблюдении авторских прав разработчика и интеллектуальной собственности правообладателя.

Литература:

  1. ФГОС С(П)ОО, URL: минобрнауки.рф/документы/2194/файл/521/12.05.03-ФГОС.pdf (дата обращения: 21.11.2012)
  2. Гринченков Д.В., Кущий Д.Н. Электронные образовательные ресурсы в информационно-образовательной среде вуза и особенности их классификации // Библиотека в интеллектуальном пространстве технического вуза: традиции и инновации : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 105-летию основания науч.-техн. библиотеки ЮРГТУ (НПИ), г. Новочеркасск, 1-2 нояб. 2012 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ) - Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ), 2012 . - С. 25-28.
  3. Справочное online руководство по программе MyTestX, URL: mytest.klyaksa.net/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 18.09.2012)
  4. Курганская, Г.С. Новые возможности интернет-обучения. Методы и средства интерактивного взаимодействия [Текст] / Г.С. Курганская, Л.А. Пескова // Байкальский психологический и педагогический журнал. – 2004. – № 1–2. – С. 127–130.
  5. Статья в википедии, URL: ru.wikipedia.org/wiki/Автоматизированное _тестирование (дата обращения: 18.09.2012)