Растительный и животный мир Смоленщины

Разделы: География, Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: животные, растения


Вид урока: повторительно-обобщающий

Тип: познавательная (деловая) игра.

Форма: аукцион

Задачи урока:

  1. В занимательной форме повторить тему «Растительный и животный мир Смоленщины», показать практическое применение знаний учащихся.
  2. Научить учащихся активно, точно и коротко излагать имеющие сведения о данном предмете.
  3. Способствовать приобретению опыта работать в коллективе, отбирать информацию из разных источников знаний, расширять кругозор и познавательные интересы.
  4. Развивать логическое, ассоциативное мышление и быстроту реакции.
  5. Активизировать изучение и закрепление географических понятий, определений, терминов, событий.
  6. Развивать навыки в работе с картой, первоисточниками, документами, а также реакцию на ситуативность, умения формулирования и конкретизации ответов и вопросы.
  7. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Время проведения аукциона: 2 академических часа.

Участники: параллель учащихся 8 классов.

Материальное обеспечение урока-игры:

  1. Географические карты (мира, России, Смоленщины)
  2. Выставка литературы, которая была рекомендована учащимся для подготовки к аукциону (приложение 1)
  3. Ватманы с рисунками учащихся (домашнее задание)
  4. Цветные полоски для разбивки учащихся на команды (если игра проводится в классе) (приложение 3)
  5. Цветные квадратики для вручения ответившей команде (приложение 4)
  6. Карточки для анализа игры (приложение 5)
  7. Символические призы для награждения победителей.
  8. Гонг и деревянный молоток.
  9. Магнитофон.
  10. Микрофоны (ведущему и для работы в зале)

Ход аукциона

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Глубокоуважаемое жюри! Приветствую вас – участников и болельщиков нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьезной и воспитательной игры «Аукциона знаний».

Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
В.А. Жуковский

Ведущий: Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету!

Ведущий: Но мало только любоваться природой. Надо уметь относится к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумываются над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти триста пятьдесят видов животных. Страшно представить, что через каких-нибудь сто лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. А что нас ждет на Смоленской земле?

Ведущий: В целях сохранения естественных экосистем, подвергшихся в последние десятилетия разрушительному антропогенному воздействию, первостепенным является сохранение видового, а следовательно и генетического разнообразия дикой фауны и флоры. На острие этой проблемы - редкие и исчезающие виды животных и растений. От того, насколько оперативно будут осуществлены меры, по охране редких животных в конечном итоге зависит сохранение всего многообразия животного мира.

Ведущий: Вы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом. Ведущий объявляет условия аукциона. Если правила аукциона всем понятны, то мы начинаем игру.

Ведущий: Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым, остроумным. А посвящено оно животному и растительному миру нашей Родины, позвольте представить вам участников игры и членов жюри.

Представление жюри и команд.

Лот 1 – рыбы.

Ведущий: Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. Большое значение имеет рыба в жизни человека, являясь существенным, важным продуктом питания. «Живое серебро» - так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем самым ее высокую ценность, в реках и озерах Смоленской области, разнообразных по глубине и степени зарастания водной растительностью, обитает …. видов рыб. И сегодня мы проверим, насколько вам известны рыбы.

Рыбная ловля
Себя я помнить стал в деревне под Москвою.
Бывало, ввечеру поудить карасей
Отец пойдет на пруд, а двое нас, детей,
Сидим на берегу под елкою густою,
Добычу из ведра руками достаем
И шепотом о ней друг с другом речь ведем…
А.Н. Майков

Ведущий: Итак, наш первый лот рыбы Смоленской области. Что вы о них знаете. Слово команде «Смышленые»

Учащиеся сообщают информацию о рыбах по очереди. Команда, которая последняя сообщила информацию является победителем.

Победившая команда готовит в течении 1-2 минут комиссионный сбор. Лучше если ребята подготовятся заранее.

Лот 2 – птицы.

Ведущий: Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого его обитателя свои повадки, свой образ жизни. По сравнению с другими классами преобладающее распространение получили животные класса птиц. Многие птицы как бы отвечают за санитарное состояние занятых участков, охраняют их от вредителей.

Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!..
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки
Лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были Мы?!
Р. Рождественский

Учащиеся покупают данный лот и выигравшая команда готовит комиссионный сбор.

Лот 3 – животные.

Ведущий: На протяжении многих тысячелетий люди наблюдали за животными, подмечали особенности поведения того или иного зверя и давали ему меткое прозвище. На этом плакате нарисованы животные Смоленщины. И нам с вами сейчас предстоит рассказать как можно больше об этих удивительных обитателях нашей планеты.

Учащиеся покупают данный лот, и выигравшая команда готовит комиссионный сбор.

Лот 4 – растительность.

Ведущий: Богат и разнообразен мир дикорастущих лекарственных растений Смоленщины. К лекарственным относятся растения, употребляемые для лечения и профилактики заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицинской и ветеринарной практике. Еще наши далекие предки применяли их целебные свойства, чтобы избавить от различных заболеваний. Настои, отвары из трав они называли зельями и снадобьями, а тайну их приготовления тщательно скрывали. В разное время отношение к лекарственным растениям менялось: от чрезмерного увлечения до полной потери интереса к ним. На основании изучения лекарственных растений появились книги, которые называли лечебниками и травниками. В этом туре вы покажите свои знания о растениях родного края.

Родное
Аллеи рек. Зеркальности озер.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный темный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
К.Д. Бальмонт

Учащиеся покупают данный лот и выигравшая команда готовит комиссионный сбор.

Жюри вручает символические призы победившим командам

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

Ведущий: Остановитесь, люди добрые! Присмотритесь к окружающему вас миру. Унесите в своем сердце красоту природы и заполните ею свою жизнь. А сейчас мы проведем наш традиционный анализ дела. Прошу командиров каждой команды подойти и взять карточку-анализ. /приложение 3/.

Через минуту учащиеся возвращаются к ведущему, и высказывают свое мнение, анализируют проведенное дело-урок.

Я предлагаю исполнить Гимн нашего клуба туристов.

Давайте сохраним

/Рок-хоровод/

Слова Николая Старшинова

Музыка Иона Мельника

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!...

Используемая литература:

  1. Бабенко, В.Г. Птицы Красной книги СССР /В.Г. Бабенко, А.А. Кузнецов.-М.: Педагогика,1986.-144с.
  2. Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений./ред. Н.Д. Круглов.- Смоленск: Смоленский государственный педагогический институт,1997.-294с.:ил.
  3. Кухта, Л. Лесная книга / Л. Кухта.-М.: Физкультура с спорт,1982.-128.:ил.
  4. Экология: энциклопедия для детей.- Т.19.- М.: Аванта+, 2001.- 448с.:ил.

Приложение 2