Урок-игра "Встреча у камина". 8-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Класс: 8


Цели: обобщить и повторить учебный материал темы курса физики «Тепловые явления», изученный в первой четверти 8 класса (деятельность учащихся направлена на выявление уровня усвоения учебного материала).

Задачи:

  • Образовательные - проконтролировать уровень усвоения основных вопросов темы «Тепловые явления», согласно требованиям программы; продолжить формирование и развитие общеучебных навыков решения экспериментальных, качественных и количественных задач.
  • Воспитательные – развитие познавательного интереса к учебному предмету «Физика»; создать потребность познания явлений и свойств окружающего мира; в целях профессиональной ориентации показать значение физических знаний в профессии военного (МЧС, пожарного, инженера, медика); закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь, развитие коммуникативных способностей учащихся; развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; поддержать первоначальный интерес к учебе в кадетском корпусе и чувство товарищества.

Развитие мышления – проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных игровых ситуациях.

После изучения темы учащиеся должны знать понятия – тепловое движение, термометр, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии, виды теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; формулы для расчета количества теплоты, выделяемого при изменении температуры тела и при сгорании топлива; уметь применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, её изменения в связи с изменением температуры при конвекции, теплопроводности (жидкости и газа); пользоваться термометром и калориметром; находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива; решать задачи с применением формул: Q = c m (t2 - t1), Q = q m [10, с.108-109].

Оборудование и материалы: плакаты, схемы, учебник [8], задачник [6], раздаточный материал (карточки с заданиями или номерами задач) [13], кубик с надписями на гранях с обозначениями и названиями физических величин. Декорации и костюмы гостей в соответствии с представляемой профессией, листы с загадками и вопросами.

Виды работы учащихся: работа по карточкам, взаимопроверка тетрадей, диктант.

Тип занятия: урок – игра, игровые занятия по другим темам смотрите [3,5, 12].

План и хронометраж занятия (45 минут).

Этапы Время, мин Приемы и методы
I. Мотивация. 2 Беседа с учащимися. Настрой на работу.
II. Актуализация знаний и умений обучающихся.
Понимание учебного материала и применение обучающимися знаний и учебных умений
Постановка учебной проблемы (формирование умений сопоставлять и предполагать).
6
11+14+9
Учитель выясняет, что знают и умеют ученики о количестве теплоты с помощью дидактической игры «Физический кубик» и проведения терминологического диктанта. Организуется взаимная проверка тетрадей учащихся.Выступление гостей: медика (в белом халате), инженера (в очках и с компьютером) и пожарного (в каске). Представление вопросов и выдача заданий по выступлению для ребят. Работа с учебными материалами (карточками). Проведение конкурсных заданий. Опыты.
III. Рефлексивно-оценочный
1) Выделение лучших участников урока в индивидуальном и общем зачете.
2) Подведение итогов
3 Выставляем оценки за работу на уроке лучшим участникам и команде победительнице, отметка отсутствующих на учебном занятии (если проводится урок).
Выдается домашнее задание по учебнику и по предстоящей экскурсии

Ход мероприятия

I. Мотивация и организация учителем актуализации знаний и умений обучающихся.

Игра «Физический кубик» со следующими надписями на гранях: Q, c, m, (t2 - t1), q, ρ. Задания по выпавшим сторонам: назвать величину, сказать, как произноситься буква, указать единицы измерения величины и записать формулу для выпавшей буквы.

Проводиться терминологический диктант по вариантам I ( II). Предлагается задание на запись под диктовку следующих физических терминов: количество теплоты (внутренняя энергия), удельная теплоемкость вещества (удельная теплота сгорания топлива), работа (масса), теплопроводность (конвекция), излучение (плотность), кинетическая энергия (потенциальная энергия); - все формулы для расчета m(Q).

II. Понимание учебного материала и применение обучающимися знаний и учебных умений. Постановка учебной проблемы в игровой ситуации (формирование умений сопоставлять и предполагать).

Встреча с медиком. Физику нужно знать человеку любой профессии. Посмотрим, какие Вы знаете виды теплопередачи в следующих ситуациях (необходимо сказать между какими телами происходит теплообмен, какие виды теплопередачи имеют место и какой вид теплопередачи играет существенную роль):

При измерении температуры тела больного ставим термометр.

При кипячении воды для чая берем и ставим чайник.

При заварке трав используем термос.

Для дезинфекции (обеззараживания) бельё гладят утюгом.

Для нагревания воды в кастрюле используем электроплитку.

Сейчас на улице прохладно. И я как врач советую одеваться теплее. Согласны ли Вы с выражением: шубу носят не для красоты, а для теплоты.

Встреча с инженером. Инженер рассказывает об устройстве калориметра и выдает практические задания на карточках по группам. Варианты заданий по теме «Тепловые явления» № 3А, 3Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б, 11А, 11Б [13], либо номера задач из действующего задачника в Вашем заведении, например [6, 9].

Встреча с пожарником (сотрудником МЧС, лесной полиции). Обыграть содержание и саму встречу можно любым способом, которые описали Марина Владимировна Арсенова, Оксана Евгеньевна Кунделева, Татьяна Николаевна Минина, Наталья Петровна Софьина, Елена Николаевна Хлыстова на сайте «Первое сентября» [1, 4, 7, 11, 14].

Мы предлагаем следующую схему:

1)Рассказ гостя о предупреждении пожаров. Пожары, особенно лесные, приносят большие беды. В настоящее время на Земле ежегодно случается 5-6 миллионов пожаров, в которых сгорают десятки миллионов гектаров леса. Горящие лесные массивы из легких планеты превращаются в дымовые трубы, несущие в атмосферу сажу (до 150 000 000 тонн в год), и диоксид углерода, усугубляя парниковый эффект. Такие трубы чадят не только в хвойных массивах Канады и Сибири, но и во влажных тропических лесах Малайзии и Южной Америки. Лесные пожары уничтожают животных и растения, вызывают эррозию почвы, меняют режим рек, приводя к наводнениям в одни времена года, и обмелению в другие. Огонь губит все живое в почве на глубину до 25 см, лишает её плодородного слоя. Мировая история знает случаи, когда плодородные земли после пожара постепенно превращались в пустыню, источники воды высыхали, и жители пострадавших районов вынуждены были покидать их. Дату последнего страшнейшего пожара в Нижегородской области Вы знаете – это 2010 год! Важно не допускать возникновения пожара!

2) Вопросы к учащимся по плакату, где изображен камин (На партах лежат таблицы из справочника [2] или учебника [8]): Какое топливо (жидкое, твердое, газообразное) используется в каминах? Почему рачительные хозяева предпочитают покупать березовые дрова, а не сосновые? Для чего труба делается выше, а дно топки толще, чем стенки? Почему стенки камина делают из кирпича, а не металлические? Можно ли брать кочергу «голыми» руками? Где, в каком месте самая высокая температура у пламени? Если у Вас электрический камин, то можно ли ставить близко к нему быстровоспламеняющиеся предметы?

C:\Documents and Settings\Люба\Мои документы\106_1_фото\новый год_школа2013\P1060954.JPG

III. Гостем или учителем дается домашнее задание:

§ 13 [учебник-8], ответить устно на вопросы и творческое задание по планируемой экскурсии в пожарную часть. После похода в музей от класса необходимо представить материалы для заметки школьной газеты «КАдетство» или свою стенгазету «Физика в профессии пожарного», а для этого собрать данные (фото-, видео-, справочные о видах пожарной техники), стихи, загадки о работе людей этой профессии, придумать задачи, связанные с расчетом количества теплоты, требующегося для работы наблюдаемых на экскурсии установок, сведения о работе пожарных команд Нижегородской области.

Дополнительные задания: изобразить конвекцию, теплопроводность и излучение; прочитать отрывок из стихотворения, где упоминается любое тепловое явление (нагревание, охлаждение, сгорание топлива) или его проявление; предложить способы нагрева монеты и их продемонстрировать.

В конце урока идет оценка индивидуальной работы детей на уроке, победителей – команд (рабочих групп).

Литература:

  1. Арсенова, М.В. Урок ОБЖ для начальных классов "Пожарная безопасность"// https://urok.1sept.ru/articles/553803/
  2. Енохович, А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. 3е изд., перераб.и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 224с.
  3. Волков, В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.– (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-94665-537-8.
  4. Кунделева, О.Е. Внеклассное мероприятие "Огонь – друг или враг человека?"// https://urok.1sept.ru/articles/560372.
  5. Ланина, И.Я. 100 игр по физике.- М.: Просвещение, 1995.-224с.
  6. Лукашик, В.И. и Иванова, Е.В. Сборник задач по физике для 7–9 кл. общеобраз. учрежд.– М.: Просвещение, 2010.
  7. Минина, Т.Н. КВН по пожарной безопасности// https://urok.1sept.ru/articles/528969/
  8. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.
  9. Пигалицын Л.В. Тематические тесты по физике для 7, 8, 9 классов. –ISBN5-7565-0063-4. - Н.Новгород: НИРО, 1997-2005.
  10. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./сост.В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008. – 334, [2]с. – ISBN 978-5-358-03729-8. -3000экз.//Авторы программы - Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Физика. 7-9 классы. Основное общее образование. – с.108-111.
  11. Софьина, Н.П. Классный час "С огнем не шутят!"// https://urok.1sept.ru/articles/578691/.
  12. Урок физики в современной школе [Текст]: Творческий поиск учителей: Книга для учителя/ Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского. - М.: Просвещение, 1993. – 288с. - 25000экз. – ISBN 5-09-003010-3.
  13. Ушаков, М.А. и Ушаков, К.М. Раздаточный материал по физике. 8 класс. – 2-е изд. с изменениями. - М.: Просвещение, (1977г.-1 изд.) 1990.- 95000экз.
  14. Хлыстова, Е.Н. Агитбригада по пожарной безопасности// https://urok.1sept.ru/articles/606289/