Фронтальный контроль - проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом, (это может быть: методическая работа в ДОУ; организация учебно-воспитательной работы; экспериментальная работа; работа методических объединений).
Он необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива педагогов или его части. Он помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива.
Проводится не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность его от трёх до пяти дней.
Виды фронтального контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Итоговый.
Предварительный контроль - помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.
Текущий контроль - Ставит своей целью получить общие представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляется основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Итоговый контроль - планируется в следующих случаях:
- при комплексной проверке деятельности ДОУ (самоанализ в процессе аттестации);
- при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ)
В процессе фронтального контроля изучаются:
- нормативно-правовые документы ДОУ,
- документация сотрудников,
- оснащение педагогического процесса,
- воспитательно-образовательная работа с детьми,
- детские работы,
- работа с родителями,
- повышение педагогической квалификации
- и другие аспекты педагогической деятельности
Фронтальная проверка – дело трудоёмкое, но дающее большой эффект. Удаётся получить всестороннюю информацию для глубокого педагогического анализа. Фронтальная проверка может быть эффективна лишь в том случае, если она тщательно готовится и если предварительно разрабатывается её проведения.
Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планёрках, некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей, на заседания местного комитета.
Технология контроля:
- Определить и сформулировать тему контроля.
- Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
- Определить объект и субъект контроля.
- Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
- Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
- Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
- Зарегистрировать все результаты контроля.
- Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
- При необходимости провести повторный контроль.
Объект контроля:
- Учебно-воспитательный процесс;
- Документация педагога;
- Родительские собрания;
- Методические объединения;
- Индивидуальные мероприятия.
Субъект контроля:
- Воспитатель;
- Руководитель кружка;
- Специалист в ДОУ (муз. руководитель, психолог);
- Возрастная группа.
Методы контроля:
- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
- анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
- беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
- анкетирование (способ исследования путём опроса)
- проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)
Этика проведения контроля:
Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.
“Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия”. (В.М. Лизинский)
Правила этики поведения инспектирующего:
- честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
- стремление к точности и уважение к очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
- уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
- понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
- оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
- признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
- уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
- понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
- действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
Условия полноценного контроля за учебно-воспитательным процессом:
Высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, моральное право на контроль руководителя ОУ.
Связано с первым и вытекает из него. Оно предполагает способность руководителя ОУ не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки воспитательно-образовательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе воспитателей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно изучать, обобщать и внедрять всё новое и передовое.
Придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам председателей предметных методических объединений, лучших воспитателей.
Гласность контроля, которая обеспечивается, во-первых, его плановым характером, и, во-вторых, информацией педагогического коллектива и контролируемого лица о результатах контроля. Гласность контроля тесно связана с персональным и коллегиальным поиском причин выявленных достижений, недостатков и с разработкой путей устранений последних.
Органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений и прогноз относительно дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов.