Цели:
- На опыте установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления;
- Развить умение собирать цепи, производить расчет, строить графики и анализировать их, делать выводы. А так же пользоваться программным обеспечением ПК.
- Способствовать воспитанию самостоятельности при выполнении практической части и внимательности при расчете и оформлении практической части.
Тип учебного занятия: комбинированный
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, разработанная презентация.
Слайд 1: Постановка учебной проблемы:
Как зависит сила тока от напряжения и сопротивления?
Повторение:
Слайд 2: Математическая запись закона Ома.
Вопросы для беседы:
- Какие физические величины связывает закон?
- Как формулируется данный закон?
- Как экспериментально можно определить силу тока и напряжение?
Слайд 3: ВАХ
Вопросы для беседы:
- Как расшифровывается слово ВАХ?
- Какой вид зависимости представлен на графике?
Слайд 4: Условные обозначения
Вспоминаем графическое обозначение и названий элементов электрической цепи и способы подключения электрических приборов.
Основная часть занятия.
Слайд 5: Опытная проверка закона Ома.
Впервые экспериментально зависимости силы тока, напряжения и сопротивления решил в 1827г. немецкий физик Георг Ом. Повторим логику его рассуждений. Для этого понадобится виртуальное оборудование (компьютерный эксперимент) и ваши знания.
Слайд 6: Эксперимент
Переходим к эксперименту. Внимательно читаем задание.
1. Соберираем цепь:
2. Реостат ставим в среднее положение;
3. Измеряем силу тока и напряжение. Занесите данные в электронную таблицу.
4. Вычисляем величину сопротивления;
5. Изменяем положение реостата. Снова измеряем силу тока и напряжение.
6. Повторите несколько раз.
7. Меняем сопротивление на 100 Ом и повторяем измерения.
Наличие интерактивной доски позволяет наглядно продемонстрировать работу компьютерного эксперимента.
Слайд 7: Работа в электронных таблицах.
На учебных занятиях по информатике были изучены темы: Текстовые редакторы и электронные таблицы. Достаточно только вспомнить технологию создания таблицы, ее форматирования. Создание формулы и ее копирования.
1. Открываем программу Microsoft Excel
2. Создаем таблицу:
3. Вносим данные силы тока и напряжения;
4. Введем формулу для расчета сопротивления в электронном виде
5. Скопируем ее для всех значений таблицы.
Слайд 8: Построение графиков в электронных таблицах
В меню вставка открываем точечные диаграммы
С помощью вкладки конструктор выбираем данные. Силу тока и напряжение.
Самостоятельно подбираем макет, содержащий название графика и название осей.
Слайд 9: Выводы
С помощью пера (маркера) на интерактивной доске прописываем выводы
- характер зависимости прямая линия_____
- графики зависимости разные, потому что __________________________________
- вычисленные сопротивления получились _______, потому, что ___________________
Слайд 10: Оформление отчета
ПАМЯТКА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА в электронном виде
- Название практической работы
- Цель, оборудование.
- Схема электрической цепи.
- Таблица (скопировать с Excel)
- Графики (скопировать с Excel)
- Выводы
Студентам раздаются памятки оформления отчета, они пересаживаются за компьютеры по 1-2 человека. Оформляют отчет. Сохраняют его в сетевой папке.
Список литературы.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2010. – 448
- Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. И.И. Сергеева, А.А. Музавлевская, Н.В. Тарасова., М.ИД “ФОРУМ” - ИНФА –М 2009. – 336 с:ил.
- Физика в 10 классе. Модели уроков. Книга для учителя Ю.А. Сауров – М: Просвещение, 2005. – 256 с. ил.
- Диск “БНП Физика 7-11 кл”
- http://school-collection.edu.ru/